Где поддержка Правительства в связи с поздними заморозками весны 2016 года?

Поздние заморозки весной 2016 года повредили значительную часть урожая плодовых культур в северных районах страны; несмотря на обещания и законную обязанность помочь аграриям как можно скорее, власти разработали проект положения о финансовой поддержке лишь спустя 6 месяцев после стихийного бедствия.

Но даже разработанный с полугодовым опозданием документ вызывает ряд вопросов и рискует в конечном счете остаться лишь на бумаге.

Министерство сельского хозяйства и пищевой промышленности (МСХПП) лишь в середине ноября предложило проект по оказанию финансовой поддержки сельхозпроизводителям в целях смягчения последствий стихийных бедствий (заморозков), зарегистрированных в 2016 году. Затягивание принятия положения, на основании которого должна была предоставляться помощь, не только оставило фермеров без компенсации, но и лишило их возможности воспользоваться субсидиями на страхование рисков в сельском хозяйстве.

Ущерб на 207 миллионов леев

Размер ущерба поистине впечатляет: 6,5 тыс. гектаров садов пострадали в районах Бричень, Единец, Дондюшень, Дрокия, Глодень, Окница, Рышкань и Сорока, при этом был уничтожен урожай в 62 тыс. тонн. Размер ущерба был оценен на общую сумму, превышающую 207 млн. леев, некоторые производители потеряли до 70-90% урожая.

И первое замечание по документу состоит в том, что хотя цель, с которой была выдвинута инициатива, является обоснованной, Минсельхоз забыл привести законные основания (Положение об управлении чрезвычайными фондами Правительства) при подготовке проекта, в то время как Закон № 317 о нормативных актах Правительства и других органов центрального и местного публичного управления от 18 июля 2003 года предусматривает, что постановления Правительства принимаются на основании Закона о Правительстве. Отсутствие обоснования является отклонением от законной процедуры.

Три месяца на определение методологии оценки ущерба

Первая реакция МСХПП на стихийное бедствие появилась в мае 2016 года, когда министр сельского хозяйства организовал встречу с представителями ассоциаций сельхозпроизводителей, которых он заверил в том, что фермеры, пострадавшие от заморозков, получат компенсации. Представители ведомства сообщили аграриям, что на тот момент не был определен обоснованный метод для объективной оценки ущерба, который понесли владельцы садов.

Вторая реакция появилась в июне 2016 года, когда на основании приказа Министерства № 131 были созданы местные комиссии для обследования и документирования размера ущерба, понесенного в результате заморозков.

В июле было принято решение оценивать ущерб при помощи методологии «Damage and Loss Assessment in the Agricultural Sector», разработанной Всемирным банком. На основании этой оценки МСХПП вынес на рассмотрение проект постановления по утверждению порядка предоставления финансовой помощи сельскохозяйственным производителям.

Риски

Согласно проекту положения, пострадавшие от природного бедствия плодовые посадки должны быть проинспектированы местными комиссиями, которые, задокументировав все факты, должны будут включить их в Сводный отчет. EuroPass проанализировал порядок деятельности и полномочия комиссий.

1) В проекте положения описаны абстрактные полномочия местных комиссий, которые должны рассматривать заявления на предоставление помощи. Риск: злоупотребления и неравное отношение к сельхозпроизводителям.
2) Инспекции комиссий должны координироваться с районными сельскохозяйственными управлениями, однако в документе не указан механизм согласования этой деятельности или меры, которые должны быть приняты членами местных комиссий. Риск: могут быть нарушены требования правомочности, если данные, собранные комиссиями не будут объективными и полными, так как они являются первоисточником для подаваемых аграриями пакетов документов.
3) В приложениях к проекту (их всего 10) не приведен образец какого-либо документа, который должен быть составлен по итогам инспекции, также не предусмотрены и какие-то определенные сроки для информирования заявителя о результатах инспекции. Риск: составление и рассмотрение документов может стать невозможным, а сельхозпроизводители могут остаться без компенсации.

Отсутствие ясно и четко прописанных шагов и мероприятий в процедурной цепочке, как и отсутствие конкретного образца констатирующих документов является источником дискреционных отношений. Они могут с легкостью применяться в отсутствие пакета доказательных документов и могут спровоцировать возникновение случаев предварительного сговора между заявителями и местными комиссиями.

Полномочия комиссий

Большой вопрос вызывает и состав комиссий по оценке степени повреждения урожая. Комиссия должна состоять из: примара соответствующего населенного пункта, секретаря местного совета, кадастрового инженера и одного из местных советников. Хотя каждый из перечисленных членов комиссии вполне может быть настоящим профессионалом в той области, которую он представляет, ничем не подтверждается их опыт и квалификация в оценке ущерба в сельском хозяйстве.

В сопроводительной записке к проекту отмечается, что для правильной оценки ущерба в июне 2016 года были созданы комиссии, в состав которых вошли представители Научно-практического института садоводства, виноградарства и пищевой промышленности, Государственного аграрного университета и Национального агентства по безопасности пищевых продуктов. В самой предложенной инициативе о них нигде не упоминается.

Таким образом, комиссии «от примэрии» должны будут, фактически, определять размер финансовой помощи, используя сложную расчетную формулу, переменные в которой могут меняться, в зависимости от настроения членов комиссии, политических взглядов, личных интересов или родственных и прочих отношений с бенефициарами.
Вот эта формула:

Sf = Rc* Pc*K

где:
Sf – сумма финансовой поддержки (MDL);
Pc – сопоставимая цена на 2015 года;
K – коэффициент расчета финансовой помощи, составляющий 0,2;
Rc – поврежденный урожай, рассчитываемый по отдельной формуле.

На этом, однако, математика не заканчивается: для того, чтобы узнать значение Rc, необходимо «взломать» еще одну формулу:

Rc = Qs * Sa*(Ga/100)

где:
Qs – средняя производительность с 1 гектара, рассчитываемая на основании статистических отчетов (Формуляр 29-агр, ежегодный) и данных, представленных заявителем;
Sa – площадь повреждения культур, согласно Сводному отчету;
Ga – степень повреждения сельскохозяйственных площадей, согласно Сводному отчету (%).

Что касается этой методологии, то два значения из указанных выше формул – поврежденная площадь и степень повреждения – определяются местными комиссиями, в составе которых нет необходимых специалистов. Кроме того, нет четкого указания процедур, а также нет типизированного документа о констатации результатов проверки.

1336587256689_original-copy

«Несовместим с антикоррупционными стандартами»

Любопытно, что Национальный центр по борьбе с коррупцией (НЦБК) обращает внимание на ошибочные и противоречивые нормы проекта постановления об утверждении порядка оказания финансовой поддержки сельскохозяйственным производителям, пострадавшим от заморозков. В отчете особенно отмечается недостаточность механизмов контроля над деятельностью местных инспекторских комиссий. Кроме того, НЦБК отмечает, что документ не регулирует ответственность и возможные санкции в отношении лиц, уполномоченным составлять отчеты и проверять досье на оказание финансовой помощи. В то же время нет ни одного положения о представлении заявителем дополнительной информации в случае отклонения его дела. НЦБК расценил проект как «недостаточно совместимый с национальными антикоррупционными стандартами».

Невыполненные обещания

Председатель Союза сельхозпроизводителей «UniAgroProtec» Александр Слусарь заявил, что на одном из заседаний с представителями ассоциаций сельхозпроизводителей в сентябре 2016 года Минсельхоз предложил финансовую помощь для покрытия расходов на фитосанитарные меры фермерам, пострадавшим от поздних заморозков весной прошлого года (6,5 тыс. гектаров).

Официальные представители пообещали компенсации в том числе садоводам и виноградарям, пострадавшим от града и ливневых дождей. Деньги должны были быть выделены из Резервного фонда – порядка 5 тыс. леев за гектар яблоневых посадок и 3,5 тыс. леев за гектар посадок косточковых культур.

Эти обещания, однако, не были выполнены до сих пор, а положение о порядке выделения компенсаций сельхозпроизводителям, пострадавшим от заморозков, все еще на этапе обсуждения.

Три комиссии и Парламент

EuroPass связался с несколькими сельхозпроизводителями с севера Республики Молдова, серьезно пострадавшими от заморозков в апреле 2016 года. Они подтвердили, что некоторые производители потеряли до 90% урожая.

Тудор Лесник, сельхозпроизводитель из района Бричень, рассказал, что после апрельских заморозков его посетили три комиссии – одна местная (из примэрии), вторая районная и, наконец, из Минсельхоза. Фермер отметил, что хотя от непогоды пострадало более 90% урожая, ущерб был оценен на уровне 80-85%, но и в этом случае сумма ущерба оценена не была. Аграрию сообщили, что оценка в денежном выражении будет осуществлена парламентом, хотя первоначально объявили, что у Министерства сельского хозяйства есть специалисты, которые этим займутся.

«Вначале я слышал про сумму в 5 тыс. леев за гектар. Позже Парламент увеличил эту сумму до 10 тыс. леев, – отметил фермер, подчеркнув, что он следит за развитием событий по этому поводу. – Если звоню в Министерство, там начинают искать разные оправдания – не были изысканы необходимые средства, или же еще не установлен порядок распределения денег».
Другой фермер из северных районов Станислав Иваница сталкивается со схожими проблемами. У него также пострадало порядка 90% урожая, угодья посетили соответствующие комиссии, однако по поводу помощи нет никакой определенности. Фермер утверждает, что он обращался во все возможные органы власти с просьбой о помощи, однако безрезультатно.

«У меня нет денег для проведения работ по чистке садов, возможно, брошу все в один момент. У меня вообще несчастья идут одно за другим – то засуха 2015, то заморозки 2016. Мне нужно выплачивать кредиты по более чем 19% годовых, а мое хозяйство – банкрот», – сказал Иваница. Он предположил, что ему придется продать и ферму, и сад, чтобы избавиться от долгов.

Вопрос об утверждении положения о предоставлении компенсаций за урожай, пострадавший от заморозков в апреле 2016 года, пока что не выносился на обсуждение ни на одном из заседаний Правительства.

В то же время молдавские фермеры сейчас остро нуждаются в обещанных деньгах для проведения сельхозработ в садах и на полях. К тому же, через два месяца они могут столкнуться с новыми заморозками, которые рискуют еще больше поставить на колени сельское хозяйство Республики Молдова.

* * *

Данный материал подготовлен в рамках Проекта «Борьба с экономическим манипулированием посредством масс-медиа», реализуемого Общественной ассоциацией Центр европейских инициатив «EuroPass». Разрешается полное или частичное перепечатывание и распространение данного материала с сайта http://www.europasscenter.wordpress.com, что является бесплатным и не требует согласия Центра «EuroPass».

Anunțuri