Министерство здравоохранения хочет «уравнять в правах» пиво, вино и водку

Отсутствие целостного видения и последовательности в согласовании политик, судя по всему, является величиной постоянной, когда молдавские законодатели продвигают и принимают различные законопроекты, а некоторые противоречия и нестыковки являются поистине несуразными.

Власти предлагают две инициативы, которые вместо того, чтобы внести ясность на рынок алкогольных напитков, напротив противоречат друг другу.  Так, Министерство здравоохранения предлагает инициативу, которая, среди прочего, предусматривает введение более жестких рамок для рекламы вина, практически такие же, как и для крепких алкогольных напитков.

С другой стороны, в середине декабря парламент принял в первом чтении проект независимого депутата Иона Балана, который, по сути, предусматривает более мягкие условия для рекламы вина, чем ныне существующие.

И хотя у обеих инициатив цели поистине благородные – снижение чрезмерного потребление алкоголя и, соответственно, продвижение винодельческой отрасли, между ними существует естественный конфликт интересов, требующий разумного компромисса с учетом существующих реалий.

Выдвинутый депутатом Ионом Баланом законопроект предусматривает:

  • Изменение и дополнение определения «вина» в Законе о винограде и вине: оно провозглашается пищевым продуктом, а  его классификация, согласно этому же закону, будет осуществляться как и в большинстве стран ЕС: по месту происхождения – вино с и без регламентируемого обозначения происхождения (PDO),  вино с и без регламентированной географической индикации (PGI) и вино с и без указания сортов.
  • Внесение изменений в Закон о производстве и обороте этилового спирта и алкогольной продукции, корректирующих понятие алкогольной продукции таким образом, чтобы оно включало и пиво. В то же время понятие «спиртные напитки», крепость которых должна составлять минимум 15%, было приведено в соответствие с положениями Регламента (ЕС) № 110/2008 Европейского Парламента.
  • Изменение ст. 19 Закона о рекламе для разрешения рекламы вина на телевидении, в том числе и в период с 7:00 до 22:00, а также на первой странице обложки газет и журналов, при этом, по сути, имеются в виду ароматизированные вина, доля которых в общем объеме производства является незначительной.

Все же, предложение о внесении поправки в статью Закона о рекламе кажется излишним, поскольку данная статья в настоящее время касается прямой рекламы с демонстрацией процесса потребления алкогольных напитков, а виноградные вина не входят в юридическое определение алкогольных напитков.

Министерство здравоохранения не видит разницы между вином, пивом или водкой

С другой стороны, Министерство здравоохранения вынесло на обсуждение общественности инициативу, суть которой сводится к ужесточению требований к рекламе алкогольной продукции и – внимание – применению таких же правил и в случае пива и вина. Данное предложение кажется весьма сомнительным, его потенциальные последствия, как экономические, так и в сфере здравоохранения, довольно размыто упоминаются в пояснительной записке к проекту и показывают ситуацию, когда ведомство разрабатывает политику без аргументированного анализа ситуации на рынке алкогольных напитков.

Предложения Министерства здравоохранения можно обобщить следующим образом:

  • Включение пива, содержание спирта в котором составляет обычно до 5% об., в категорию алкогольной продукции;
  • Включение как вина, так и пива в сферу регулирования отношений, возникающих в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, в соответствии с Законом о производстве и обороте этилового спирта и алкогольной продукции;
  • Изменение, в сторону ужесточения, п. 1 ст. 19 Закона о рекламе, с целью запретить прямую рекламу алкогольной продукции в период с 6:00 до 22:00, а также уличную рекламу и рекламу в любом виде прессы, в том числе в интернете, телефонных сетях, почтовых посылках, в кинотеатре, такси, общественном транспорте. Кроме того, предлагается запретить рекламу алкогольных напитков в рамках различных акций, лотерей, конкурсов, игр, спонсорства для детей до 18 лет. Министерство также предлагает запретить любую форму рекламы, создающей впечатление, что алкоголь способствует личностному, социальному или спортивному успеху, имеет благотворный терапевтический эффект и т.д.;
  • Однако самая важная поправка в Закон о рекламе касается расширения типа напитков, подлежащих этим ограничениям. Так, если в настоящее время данная статья касается прямой рекламы с изображением процесса потребления алкогольных напитков, то в предлагаемой ведомством новой формулировке речь идет уже о рекламе и продвижении алкогольной продукции, то есть, включая вино и пиво.
  • Кроме того, Минздрав также предлагает внести изменения в Кодекс телевидения и радио с тем, чтобы действующие сейчас запреты на рекламу, телевизионную торговлю и продакт-плейсмент (скрытая реклама) алкогольных напитков были действительны для всей алкогольной продукции, в том числе пиво и вино.

В пояснительной записке к проекту представители Министерства здравоохранения отмечают, что «запрет на рекламу спиртных напитков, в том числе и с использованием рекламных телеэкранов в транспортных средствах, любом другом публичном месте касается как традиционных для Республики Молдова напитков, так и иных спиртных напитков, предусмотренных в Регламенте № 110/2008 Европейского Парламента и Совета ЕС от 15 января 2008 года».

Однако, согласно законодательству, ни вино, ни пиво не являются спиртными напитками, как водка или дивин. К тому же в европейском Регламенте, на который ссылаются авторы, четко оговаривается, что он регулирует алкогольные напитки, содержание алкоголя в которых составляет минимум 15%, то есть не затрагивает ни натуральные виноградные вина, ни пиво.

Отсутствует анализ последствий и экономическое обоснование

Финансово-экономическое обоснование проекта является поверхностным. В пояснительной записке отмечается, что реализация положений скажется на рекламных компаниях и местных органах власти, которые получают сборы на сумму, оцениваемую примерно в 10 млн. леев.  С одной стороны, не совсем понятно, каким образом дошли до этой оценки в 10 миллионов леев, а с другой стороны, Министерство здравоохранения игнорирует возможные последствия этого закона для производителей вина и пива.

В то время как ст. 20 Закона о законодательных актах обязывает авторов законопроектов, регулирующих предпринимательскую деятельность, представлять обоснование необходимости принятия нормативного акта, основанное на оценке затрат и выгод, и анализ последствий его принятия для предпринимательской деятельности, включая обеспечение соблюдения прав и интересов предпринимателей и государства.

Проект бьет по местным производителям

В то же время, само описание в Пояснительной записке содержит противоречия, а также свидетельствует о незнании реалий рынка алкогольных напитков. С одной стороны, в записке говорится о «равном и недискриминационном отношении к производителям, с обеспечением лояльной конкурентной среды для всех категорий отечественных и импортных товаров», а с другой стороны, «принимаемые меры будут направлены преимущественным образом на агрессивную рекламу продукции иностранных брендов, а не отечественных производителей».

Однако, если проанализировать, например, рынок пива, то в 2015 году из годового потребления, составившего порядка 105 млн. литров пива, местные производители обеспечили около 80%. В случае с бутилированным вином ситуация еще более очевидна, так как на долю местных предприятий приходится более 90% рынка. Следовательно, в противовес написанному в пояснительной записке, от реализации данного законопроекта пострадают прежде всего отечественные производители пива и вина.

Более того! Подобная мера по ограничению рекламы вина приведет к обесцениванию осуществляемых в последние годы усилий властей по поддержанию этого сектора, при этом без особого эффекта с точки зрения снижения чрезмерного употребления алкоголя. Причина проста: порядка 90% потребления вина приходится на домашнее вино, а влияние рекламы на его потребление стремится к нулю. Хотя точных данных по этому поводу нет, но как оценки, основанные на производстве технических сортов винограда в подсобных хозяйствах, так и некоторые социологические исследования показывают, что годовое потребление домашнего вина составляет по меньшей мере 140 млн.  литров, в то время как годовое потребление вина в бутылках, которое указывается в инициативе по поводу рекламы, не превышает 7-8 млн. литров. Как убедить любителей «веселья под градусом» отказаться от пластиковой бутыли «Gura Căinarului» или «Joys» с дешевым домашним вином в пользу бутылки вина промышленного производства, которое, как правило, намного дороже, это большой вопрос. В контексте борьбы с алкоголизмом возникает вопрос: как запрет на рекламу бутилированного вина повлияет на эту категорию людей?

Государства с винными традициями содействуют потреблению вина

Хотя излюбленной целью отечественных виноделов являются экспортные рынки, в последнее время местный рынок стал приоритетным для многих компаний, а это стало возможным благодаря настойчивым мерам со стороны властей, в том числе по отмене акцизов на натуральные виноградные вина или создание Национального бюро винограда и вина. Последнее, помимо продвижения экспорта молдавских вин посредством национального бренда Wine of Moldova, осуществляет серию мероприятий по содействию культуры потребления вина на местном рынке.

Если будут приняты новые меры, ограничивающие рекламу, то это может сказаться на эффективности части данных мероприятий, и бутилированные вина, качество и стандарты производства которых четко регулируются и контролируются, могут еще больше проиграть домашним винам, а также крепким алкогольным напиткам. Как утверждает и большинство экспертов в этой области, Республике Молдова довольно сложно идентифицироваться на карте как винодельческой стране без сильного внутреннего рынка с высоким уровнем потребительской культуры. Как правило, государства с винодельческими традициями содействуют внутреннему потреблению и всему, что означает культура вина.

Около 65% потребления приходится на крепкие напитки

Авторы также утверждают, что проект разработан на основе положений Национальной программы по контролю за алкоголем на 2012-2020 годы. Исходя из этого стратегического документа, можем сделать вывод, что государство видит решение проблемы потребления алкоголя с точки зрения здоровья граждан в переходе от употребления крепких алкогольных напитков к более слабым и в повышении культуры их потребления (особенно вина). В то же время авторы программы отметили: «Высокий уровень потребления крепких алкогольных напитков в условиях Республики Молдовы, как страны-производителя вина, подчеркивает факт низкого уровня культуры потребления алкогольной продукции. Низкие налоги и цены на крепкие алкогольные продукты не способствуют отказу и/или значительному снижению пагубного потребления алкоголя».

И, наконец, можно также отметить, что одним из источников статистических данных, приводимых Министерством здравоохранения в качестве аргумента, является активно обсуждавшийся – и также активно оспариваемый – доклад Всемирной организации здравоохранения, согласно которому Республика Молдова входит в число стран с самым высоким уровнем потребления чистого алкоголя на душу населения среди взрослых – 16,8 литра в год.

Но куда более важно, что, согласно тому же докладу, крепкие алкогольные напитки занимают в структуре потребления Молдовы порядка 64,5%. Таким образом, сложно понять, как, отталкиваясь от подобных цифр, можно было выступить с инициативой об уравнивании условий для рекламы вина с теми, что предусмотрены для крепких напитков, таких как водка.

* * *

Данный материал подготовлен в рамках Проекта «Борьба с экономическим манипулированием посредством масс-медиа», реализуемого Общественной ассоциацией Центр европейских инициатив «EuroPass». Разрешается полное или частичное перепечатывание и распространение данного материала с сайта www.europasscenter.wordpress.com, что является бесплатным и не требует согласия Центра «EuroPass».

Anunțuri