Как политики «раздувают» рейтинг Moody’s по Молдове

В начале этого года граждане Республики Молдова получили хорошие новости от Moody’s – рейтинг страны был пересмотрен из «B3/Негативный» в «B3/Стабильный», а власти в Кишиневе по этому случаю выступали на ТВ с триумфальными заявлениями.

Если в предыдущие годы оценки страны, регулярно сообщаемые американским рейтинговым агентством, обсуждались преимущественно экономистами, то появление в первой половине января обновленного рейтинга Moody’s послужило поводом для откупоривания шампанского в правящем лагере. Поскольку Республика Молдова в последнее время не может похвастать реальным экономическим прогрессом, необходимы некоторые пояснения, важные для понимания того, как следует относиться к рейтингам, присвоенным Moody’s, и почему молдавские власти создают неверное общественное восприятие.

Молдова не прогрессировала – улучшилась лишь перспектива

Так, 13 января 2017 года международное рейтинговое агентство Moody ‘s Investors Service сообщило о подтверждении суверенного рейтинга Республики Молдова на уровне B3, но с изменением прогноза с «негативного» на «стабильный». Согласно пресс-релизу компании, ключевыми факторами для изменения прогноза по рейтингу с «B3 Негативный» на «B3Стабильный», являются:

• снижение риска государственного финансирования после подписания Меморандума с МВФ в ноябре 2016 года, что также сделало возможным возобновление финансирования со стороны партнеров по развитию;
• принятие новой банковской нормативно-правовой базы, направленной на укрепление управления банковской системы, что снижает вероятность принятия на себя правительством или центральным банком дополнительных условных обязательств в этом секторе.

В действительности же, говорить о прогрессе Молдовы в рейтинге Moody ‘s не приходится, так как рейтинг B3 по-прежнему сохраняется. И причины для подтверждения этого рейтинга приводятся следующие:
• более спокойная политическая обстановка после многочисленных правительственных перестановок в период 2014-2015 гг., когда произошла «банковская кража»;
• резкое увеличение государственного долга из-за расходов Национального банка на рекапитализацию банковской системы, однако долг остается управляемым из-за высокой доли уступленного долга в совокупном государственном долге;
• рейтинг Молдовы по-прежнему существенно ограничен высоким уровнем бедности, узкой экономической базой, структурными препятствиями на пути экономического роста и очень слабой институциональной властью страны. Кроме того, в рейтинге B3 отражен и политический риск, связанный с приднестровским конфликтом.

Что увидели политики и государственные учреждения в рейтинге Moody’s

Вскоре после пресс-релиза Moody’s появились и радостная реакция политиков и государственных учреждений. Так, премьер-министр Павел Филип, среди прочего, отметил: «Специалисты, особенно в области экономики, знают, насколько значимой и отрадной является подобная новость для нашей страны. Это прямой результат тех усилий, которые и мы в Правительстве, и наши коллеги из Парламента, и все граждане Молдовы приложили для преодоления сложного экономического и политического кризиса. Это результат выполнения в 2016 году Дорожной карты с ЕС, начала важных реформ и подписания соглашений с МВФ и Всемирным банком».

Представляя результаты первого года деятельности правительства, премьер-министр упомянул и рейтинг, полученный нашей страной, заявив, что: «После первого года правления положение дел меняется, чему мы имеем и международное подтверждение: буквально в прошлую пятницу международное агентство Moody’s, ориентир для иностранных инвесторов, улучшило суверенный рейтинг Молдовы с „B3 Негативного” на „Стабильный”».

И лидер главной правящей партии Влад Плахотнюк добавил дозу оптимизма по этому поводу: «Республика Молдова значительно улучшила свой международный рейтинг. Теперь у потенциальных иностранных инвесторов есть четкий индикатор того, что в нашей стране отмечается восходящая динамика, и мы можем предоставить надежные гарантии для самых разнообразных и масштабных экономических проектов».

В то же время, как на официальной странице Правительства, так и на сайте Министерства финансов были размещены пресс-релизы, в которых местами несколько искажена действительность, хотя в конце обоих документов дается ссылка на первоисточник. Например, в пресс-релизе Правительства говорится, что «Moody’s изменило рейтинг Республики Молдова с „негативного” на „стабильный”», что не соответствует действительности, поскольку рейтинг страны – B3, о котором представители Правительства ничего не говорят, остался прежним, изменился лишь прогноз.

А представители Минфина утверждают, что «Moody’s существенно улучшило суверенный рейтинг Республики Молдова», что опять-таки не отражает реального положения дел.

Рейтинг Молдовы – на спекулятивном уровне с высоким кредитным риском

Для понимания реального позиционирования нашей страны в рейтинге Moody’s полезно проанализировать рейтинговую шкалу данного агентства и значение ее категорий.

Так, данный рейтинг включает в общей сложности 21 категорию, и рейтинг B3, присвоенный Молдове, находится ближе к нижней части таблицы (16 из 21) и означает, что наша страна по-прежнему отличается высоким кредитным риском, то есть является направлением, не особо рекомендуемым инвесторам.

Рейтинговая шкала Moody’s с расшифровкой значений

moodys-copy

Источник: Moody’s

Сравнивая с рейтингами, присваиваемыми другим странам, можем отметить, что в числе стран с рейтингом «B3 Стабильный» находятся Босния и Герцеговина, Конго или Египет, в то время как такие страны как Грузия, Албания, Армения или Азербайджан обладают более высоким рейтингом, чем Молдова.

Лучшая позиция у Молдовы была в конце 90-х

Анализируя ретроспективу рейтингов, присваиваемых Молдове, можем констатировать, что лучшая позиция была в конце 90-х годов, когда наша страна впервые появилась в рейтингах Moody’s. И первая «оценка», полученная Молдовой в 1997 году, была Ва2, которая до сих пор остается самой высокой. Позже, в начале 2000-х годов рейтинг Молдовы был понижен до Ca (близко к дефолту) на фоне приостановления на длительный период времени отношений правления того времени с МВФ. Начиная с 2010 года, Молдова остается с неизменным рейтингом B3. В июле 2015 года, после того как партнеры по развитию (ЕС и Всемирный банк) объявили о замораживании внешнего финансирования, предоставляемого Молдове, Moody’s изменила прогноз по рейтингу со «стабильного» на «негативный», чтобы в начале этого года, после подписания нашей страной новой программы с МВФ и стабилизации ситуации, вернуться к прогнозу «Outlook Stabil».

Эволюция Молдовы в рейтингах Moody’s

rating-history

Источник: TradingEconomics

Какова польза от рейтинга Moody ‘s

В целом, влияние суверенных рейтингов международных рейтинговых агентств, таких как Moody’s, может быть оценено в двух аспектах:

  • С одной стороны, суверенный рейтинг важен для государств, эмитирующих облигации на международных рынках. Чем лучше рейтинг, тем ниже риск невыплаты (дефолта), а, соответственно, выше заинтересованность инвесторов в покупке государственных ценных бумаг данного государства и, по умолчанию, ниже затраты государства по привлечению ресурсов. Следует отметить, что Молдова ни в настоящее время, ни в последние годы не выпускала каких-либо облигаций на внешних рынках, и с этой точки зрения влияние рейтинга Moody’s равно нулю. Самыми используемыми нашей страной способами финансирования дефицита являются эмиссия ценных бумаг на внутреннем рынке, а также двусторонние кредиты от других государств или партнеров по развитию.
  • С другой стороны, оценка служит барометром уровня экономического развития, а также политической и институциональной стабильности страны. Таким образом, рейтинг, присвоенный с соответствующими объяснениями, может служить ориентиром для потенциальных инвесторов, анализирующих возможность вложения инвестиций в ту или иную страну. С этой точки зрения, осуществляемая Moody’s оценка, несомненно, важна и для Республики Молдова.

Несомненно, изменение прогноза развития с «B3 Негативного» до «B3 Стабильного» представляет собой положительный момент, что является эффектом восстановления отношений с МВФ, возобновления внешнего финансирования, предоставления большей автономии Национальному банку Молдовы и изменения регулирующего законодательства. В то же время на рейтинг повлияли и начатые реформы пенсионной системы, а также намерения реформировать систему государственного управления. Однако, помимо этого, молдавские официальные лица упустили из виду тот факт, что Moody’s отзывается о Республике Молдова, как о государстве, в котором «процветает судебная коррупция», а «институциональный потенциал очень слаб».
В результате, без качественных изменений в системе правосудия и в надежности учреждений нет никакой возможности обеспечить устойчивость любых реформ, а триумфальные заявления о том, что «Молдова – стабильное и надежное направление для инвестиций», опровергаются динамикой прямых иностранных инвестиций (ПИИ), которые топчутся на месте.

По данным Национального банка Молдовы, объем ПИИ, накопленный к концу третьего квартала 2016 года, был оценен в 3,575 млрд. долларов, почти на 110 млн. долларов больше, чем отмечалось к концу 2015 года. Несмотря на рост, объем ПИИ остается ниже уровня 2013 года, когда он достигал 3,62 млрд. долларов.

Чрезмерная радость правителей напоминает советский анекдот, в котором председатель колхоза собрал все село, чтобы зачитать поздравительное письмо из райцентра по случаю выдачи жителям села резиновых сапог. «Теперь, товарищи, вам не придется ходить в калошах по грязи и дерьму, для этого у вас есть новые сапоги», – сообщил людям глава колхоза.

* * *
Данный материал подготовлен в рамках Проекта «Борьба с экономическим манипулированием посредством масс-медиа», реализуемого Общественной ассоциацией Центр европейских инициатив «EuroPass». Разрешается полное или частичное перепечатывание и распространение данного материала с сайта http://www.europasscenter.wordpress.com, что является бесплатным и не требует согласия Центра «EuroPass».
Anunțuri