Агентство публичных услуг, или зачем правительству объединять 5 учреждений и государственных предприятий

26 апреля Правительство приняло решение о создании Агентства публичных услуг, которое займется предоставлением широкого спектра публичных услуг по принципу «единого окна».

В основу нового учреждения ляжет Государственное предприятие «Центр государственных информационных ресурсов «Registru», которое будет реорганизовано в Агентство публичных услуг и будет подчиняться Правительству. В новое предприятие также войдут, путем слияния, четыре государственных учреждения, оказывающие публичные услуги в области документирования и лицензирования: Лицензионная палата, подведомственная Министерству экономики, Государственная регистрационная палата, госпредприятие «Cadastru», а также Служба гражданского состояния, подведомственная Министерству юстиции.

Согласно проекту постановления Правительства, учредителем Агентства публичных услуг является Правительство с делегированием функций Государственной канцелярии. В то же время, в двухмесячный срок планируется организовать конкурс на замещение должности директора государственного учреждения «Агентство публичных услуг».

Агентство было создано в соответствии с Планом действий по реформированию и модернизации публичных услуг на 2017-2021 годы и с положениями Реформы публичной администрации.

Как заявляет Правительство, в результате слияния пяти вышеуказанных учреждений тарифы на услуги будут снижены, а Агентство обеспечит как модернизацию публичных услуг, так и повышение эффективности диалога между органами власти и гражданами.

Сколько сотрудников сейчас и сколько останется

Одним из аргументов, приводимых авторами в пользу объединения этих пяти учреждений, является оптимизация штатов. Сегодня общее количество сотрудников этих пяти государственных предприятий и учреждений составляет порядка 4 тыс. человек. Больше всего служащих работает на госпредприятиях «Registru» (около 2 тыс. человек) и «Cadastru» (более 1,14 тыс. сотрудников).

Однако эта так называемая оптимизация служит скорее для отвода глаз.

Например, на ГП «Registru» за последние 6-7 лет число сотрудников после так называемых оптимизаций вернулось к прежним цифрам. И даже увеличилось. Так, в 2010 на предприятии «Registru» числилось 2 157 сотрудников, в 2011 году их число снизилось до 2 011, а в 2012 году увеличилось до 2 072.

В начале 2014 года Счетная палата в отчете аудита констатировала, что в «Registru» работает 1 936 человек, а в конце года на предприятии уже отмечался 2 061 сотрудник.

Примеры оптимизации штатов на бумаге мы видим и в других учреждениях. В случае с Агентством публичных услуг авторы даже не удосужились оценить приблизительное количество сотрудников. И вовсе не факт, что после реформы оно значительно сократится.

 «Подретушированный» проект

История этого постановления довольно любопытна. Летом прошлого года премьер-министр Павел Филип объявил программу по оптимизации структуры Правительства. На основе чего Министерство информационных технологий и коммуникации (учредитель ЦГИР «Registru») сформулировало в марте 2017 года Проект решения о реорганизации ряда юридических лиц (оставшийся без внимания СМИ и лидеров общественного мнения), который предусматривал поглощение госпредприятием «Registru» трех ведомств: Службы гражданского состояния, Государственной регистрационной палаты и Лицензионной палаты. Впоследствии этот проект был отозван Министерством, а Правительство выступило с предложением «добавить» к этим трем ведомствам еще и государственное предприятие «Cadastru».

Эксперты организации «Transparency International – Moldova» утверждают, что они тогда предложили провести круглый стол для публичных консультаций по проекту Министерства,  на что им ответили, что проект будет отозван. Тот проект Постановления не имел достаточного финансово-экономического обоснования, и ключевым аргументом в пользу объединения учреждений стало «единое окно» и его удобство. Позже, отмечают эксперты «Transparency International – Moldova», постановление было предложено вновь, но уже в расширенном и ухудшенном варианте, поскольку эти четыре учреждения поглощаются государственным предприятием «Registru», то есть ведомством с серьезными проблемами.

«Registru» – главное действующее лицо и потенциальный могильщик реформы

Прежде всего, до того как объявлять ЦГИР «Registru» основой реформирования процесса предоставления публичных услуг, разумно было бы, по крайней мере с экономической точки зрения, организовать на этом госпредприятии комплексный аудит. Более того, масштабы реформы (5 учреждений), ее возможные последствия, а также наличие очевидного риска с точки зрения передачи всего имущества одному юридическому лицу создает ситуацию неопределенности вокруг этого вопроса.

Соответственно, процесс принятия решений, операционная деятельность, как и процесс закупок остаются для широкой публики тайной за семью печатями, как мы это уже отмечали и в других материалах. Многочисленные заключения ведомств, уполномоченных осуществлять контроль за расходованием государственных средств (Финансовой инспекции, Счетной палаты), прямо показывают, что ЦГИР «Registru»  является учреждением, с ненадлежащим управлением, с явными нарушениями в сфере финансового менеджмента и финансовой дисциплины (неоправданные расходы на спонсорство, питание, базу отдыха и пр.).

С точки зрения операционной деятельности, ЦГИР «Registru» не проявил каких-либо выдающихся усилий по увеличению прибыли, учитывая, что даже рост доходов более чем на 150 млн. леев (2013/2014) обернулся снижением прибыли на один миллион леев (2014).

Позже Счетная палата выявила ряд других недостатков, касающихся оплаты труда персонала, предоставления премий и др. аспектов, свидетельствующих о серьезных проблемах в деятельности учреждения. Однако и отчеты частного аудита показывают ситуации на грани законности, такие как, например, кредитование подведомственных ЦГИР «Registru» учреждений в условиях сложного финансового положения.

Советская модель

Сдается, Постановление Правительства задумано с поистине советским размахом, по принципу – как можно масштабнее, как можно скорее и как можно более непрозрачно. Эта мысль находит свое подтверждение в идее Правительства оставить Административный совет Агентства без зарплаты. Существующая практика предусматривает ежемесячное материальное вознаграждение членов Совета.  Это, как минимум, создает поле для интерпретаций и злоупотреблений.

В разделе о человеческих ресурсах также говорится об увольнении в связи с планируемой реструктуризацией части персонала (пункт 6) в том случае, если невозможно будет организовать его перевод. И тут мы говорим о специалистах, уже работающих в учреждениях специфического профиля и выполняющих свои обязанности по обслуживанию населения.

И, наконец, важно, чтобы все эти изменения в действительности не оказались лишь предлогом для очередной амбициозной, но изначально нежизнеспособной реформы. Отказ от пяти ведомств, объединенных Правительством под одной крышей, в нормальной ситуации не должен означать сохранения текущего положения дел в старых учреждениях, без объективной оценки их предыдущей деятельности. Поскольку их вклад в виде активов и человеческих ресурсов ляжет в основу нового Агентства, которое вполне может столкнуться со всевозможными проблемами, принимая во внимания, что традиция управления государственным имуществом богата на многочисленные примеры, преимущественно негативные.

Агентство без концепции «единого окна»

Добавим, что и Центр «Expert-Grup» в своем Заявлении о позиции по проекту Постановления Правительства «Об учреждении Агентства публичных услуг» сформулировал ряд критических замечаний по проекту.

Так, Центр утверждает, что «до реформирования субъектов, предоставляющих  публичные услуги, и реализации концепции единого окна необходимо разработать предложение публичной политики и провести анализ вариантов реформы для формулирования решения, основанного на убедительных доказательствах».

«Данным постановлением Правительства скорее оптимизируется ряд публичных учреждений и их процессов, чем вводится в полной мере концепция единого окна. Соответственно, в продвижении создания Агентства публичных услуг акцент следовало бы сделать на институциональной рационализации, поскольку она осуществляется, исходя из перспективы публичного управления. В то же время, институциональные преобразования должны осуществляться на основании убедительных доказательств и в условиях высокой прозрачности, без ущерба для государства», – отмечается в заявлении «Expert-Grup».

В документе также отмечается, что механизм единого окна в контексте реформирования публичных услуг должен разрабатываться, апробироваться и полноценно вводиться в рамках отдельного процесса, с участием пользователей публичных услуг, исходя из их потребностей и ожиданий, а также в соответствии с директивами ЕС.

Опасения, что Правительство преследует иную цель, отличную от заявленной, подтверждается и заключением по этому поводу бывшего министра финансов Вячеслава Негруцэ, в настоящее время являющегося экспертом «Transparency International – Moldova»: «Не рекомендуется, чтобы государственное предприятие брало на себя функции и обязанности государства, особенно с перспективой его дальнейшего преобразования в акционерное общество и перехода в частное пространство. […]

В основе этого замысла лежат интересы неких групп, которые пытаются сосредоточить в одних руках как можно больше информационных баз, в том числе и Лицензионную палату. В сферу компетенции госпредприятия «Registru» уже входят Регистр населения, Регистр транспортных средств. Добавим туда еще и Государственную регистрационную палату, Лицензионную палату и Службу гражданского состояния, и у нас создается мега-объединение государственных полномочий, делегированных государственному предприятию».

По мнению Негруцэ, в условиях, когда закупки на государственных предприятиях осуществляются с нарушениями закона, найдутся активы, которые будут проданы через всевозможные непрозрачные процедуры под тем предлогом, что они не используются в производственном процессе новой компании.

* * *
Данный материал подготовлен в рамках Проекта «Борьба с экономическим манипулированием посредством масс-медиа», реализуемого Общественной ассоциацией Центр европейских инициатив «EuroPass». Разрешается полное или частичное перепечатывание и распространение данного материала с сайта www.europasscenter.wordpress.com, что является бесплатным и не требует согласия Центра «EuroPass».
Anunțuri