Правительство готовит реформу заработной платы в сфере образования, плодами которой сможет воспользоваться только 1 из 10 учителей

Реформа системы оплаты труда в системе образования, которая задумывалась для обеспечения большей справедливости и повышения зарплат учителей, на деле вызывает недоумение и множество вопросов.

Она даже может спровоцировать новую волну недовольства и привести к совершенно неожиданному результату, противоположному тому, что запланировало Министерство просвещения.

В течение последних нескольких месяцев проблема заработной платы учителей находилась в центре внимания общественного мнения. Особенно после того, как отраслевые профсоюзы озвучили требование о повышении заработной платы в системе образования на 50%, а также после серии акций протеста учителей перед зданием Правительства.

Власти пытаются всевозможными способами разрядить обстановку. Одним из таких способов  является проект закона об оплате труда, основанной на производительностинедавно предложенный Министерством просвещения, который, тем не менее, лишь незначительно улучшит ситуацию, а в некоторых случаях преподаватели даже окажутся в минусе.

Молдова в 2021, без учителей

Проект был объявлен после неоднократных требований отраслевых профсоюзов о повышении оклада в сфере  образования на 50% и серии протестов учителей перед зданием Правительства.

Однако помимо давления улицы, о необходимости изменений в системе оплаты труда в образовании сигнализирует и положение дел в этой сфере в последние годы. Когда учителями становятся лишь около 10% выпускников со специальностями педагогического профиля, а число новых людей, ежегодно вливающихся в систему, в среднем в 4-5 раз меньше числа тех, кто ее покидает.

В результате чего, заключает Министерство просвещения, если не будет значительного притока новых педагогических кадров, которые пополнят систему в течение ближайших пяти лет, то к 2021 году Молдова может остаться без учителей, учитывая, что более 41% преподавателей достигнет к этому времени пенсионного возраста.

Исходя из вышесказанного, новая система оплаты труда для управленческих и педагогических кадров общеобразовательных учебных заведений с большим интересом ожидалась всеми участниками образовательного процесса. Тем не менее, документ, опубликованный Министерством просвещения 24 марта для проведения консультаций с общественностью, кажется далеким от ожиданий преподавателей и содержит множество неясных моментов.

Проект с неопределенным статусом

Прежде всего, представленная Министерством система оплаты труда, основанная на производительности педагогических кадров и руководящих работников общеобразовательной сферы, не закреплена ни в одном из существующих нормативно-правовых актов, у этого документа даже нет статуса законопроекта или проекта постановления правительства.

С одной стороны, документ содержит положения, которые, по мнению многих людей, противоречат Кодексу об образовании и/или Трудовому кодексу. А с другой стороны, не было проведено ни одного сравнительного анализа, в котором бы рассматривалась разница между заработной платой, начисляемой на основании действующей системы оплаты труда и уже с учетом внедрения новой системы. Вот почему EuroPass решил провести такой анализ, на основании доступной информации, и довести его до сведения общественности.

По словам авторов, система оплаты труда, основанная на производительности, тесно связана с формированием мотивации педагогических и руководящих работников, балансировкой нагрузки, признанием производительности и повышением гибкости системы образования, и ее полное внедрение предусматривает четыре этапа:

• Установление полномочий и ответственности работников,
• Определение сферы компетенции,
• Соблюдение процедур отбора и оценки,
• Оценка производительности.

Так, согласно предлагаемой новой системе, основная зарплата будет зависеть от квалификационной категории учителя и устанавливается за 35 рабочих часов в неделю.

educatie tabel 1

Помимо основной заработной платы предусмотрена и ежемесячная надбавка за опыт работы, которую предлагается сделать фиксированной и зависящей в том числе и от квалификационной категории  преподавателя.

 

educatie tabel 2

С другой стороны, действующая в настоящее время модель оплаты труда регулируется:

  • Законом № 355 от 23.12.2005 о системе оплаты труда в бюджетной сфере.
  • Постановлением № 381 от 13.04.2006 об условиях оплаты труда работников
    бюджетной сферы. 

 Значительное увеличение зарплаты ожидает только 10% учителей

Согласно действующей системе, ежемесячная заработная плата педагога с высшим образованием начинается с должностного оклада в 2955 леев, к которому плюсуется надбавка за квалификационную категорию – в размере 30% (II дидактическая степень), 40% (I дидактическая степень) и 50% (высшая дидактическая степень) должностного оклада. Кроме того, еще есть надбавка за выслугу лет, которая составляет от 10% (за стаж работы от 2 до 5 лет) до 30% (за стаж 20 лет и более).

Исходя из этих параметров и на основании приведенной ниже таблицы, можем сделать следующие выводы:

  • Зарплата учителей без дидактической степени, в том числе молодых специалистов, вырастет незначительно. И это при том, что все профильные ведомства констатируют, что лишь 1 из 10 выпускников педагогических специальностей идет работать в систему образования. Кроме того, остается неясным, будут ли сохранены действующие сегодня льготы для молодых специалистов, предусматривающие, что первые три года педагогической деятельности их нагрузка снижена до 75%, с исчислением месячного оклада в размере, установленном для полной педагогической нагрузки.
  • Зарплата учителей II категории вырастет в среднем на 14-17% от нынешнего уровня.
  • Заработная плата учителей I категории увеличится более ощутимо – в среднем на 40%.
  • Больше всего возрастет зарплата учителей высшей категории – от 80 до 90%.

По словам авторов проекта, значительно возросшую зарплату все же получит в среднем только 1 из 10 учителей, поскольку расчеты основаны на предположении, что распределение педагогических кадров по степеням останется «здоровым», где учителя без дидактической степени будут составлять 20- 30%, учителя II дидактической степени составят 60-70%, учителя I дидактической степени составят 10% и учителя высшей дидактической степени – 1%. И еще предстоит увидеть, сколько учителей, имеющих сегодня I и высшую степени, смогут подтвердить и сохранить этот статус.

Месячный оклад разных категорий учителей в зависимости от дидактической степени и стажа: предлагаемая система vs действующая система educatie tabel 3 rus

Для внедрения новой системы оплаты труда, по мнению авторов, понадобятся дополнительные выплаты из бюджета в размере 260 млн. леев в год, при этом изменения затронут 26 тыс. учителей.

Все учителя должны будут пройти переаттестацию

Однако на этом сюрпризы для учителей не заканчиваются. Предлагаемая авторами проекта концепция предусматривает изменение порядка получения дидактической степени, и, по их словам, «ни одно повышение зарплаты не может иметь место без изменения сути дидактических степеней и переаттестации педагогических кадров, уже имеющих эти степени». Иными словами, подразумевается, что для перехода к новой системе оплаты труда все учителя должны вновь пройти аттестацию, независимо от имеющейся у них дидактической степени.

Кроме того, серьезное недоумение среди преподавателей вызывает, судя по всему, и распределение 17 рабочих часов, идущих в дополнение к 18 часам учебной нагрузки, которые были структурированы в зависимости от квалификационной категории учителей.

Комментарии и вопросы пользователей веб-страницы particip.gov выявили ряд недоработок реформы оплаты труда в сфере образования:

  • «Почему такой дисбаланс по количеству часов, необходимых для подготовки к урокам, то есть учителю без степени необходимо 9 часов, а учителю высшей степени всего 4?»;
  • «Учитель без степени НЕ ДОЛЖЕН беседовать с родителями?»;
  • «А если у меня нет классного руководства, у меня не будет 35 полных часов (и соответствующей зарплаты), даже если у меня 18 учебных часов»;
  • «Учитель без степени не должен готовить учеников к соревнованиям, а учитель высшей категории должен ограничиться лишь одним часом в неделю»;
  • «Исследованиями в образовании, так же как и развитием методических стандартов будут заниматься ЛИШЬ 1% всех учителей – с высшей дидактической степенью – согласно оценкам пункта 8.1.2».
  • «Повышение производительности (эффективности) учителя прекращается где-то в 40 лет (около 15 лет стажа), поскольку после этого за стаж не предусматривается никаких надбавок».

educatie tabel 4 rus

 

Директорам урежут зарплату

Но, пожалуй, наибольшее недоумение вызывает отношение к директорам учебных заведений, которые, с одной стороны, обременены многочисленными обязанностями, а с другой стороны, зарплата части из них даже снизится, а у некоторых может оказаться даже ниже, чем у учителей.

И хотя, по словам авторов проекта, «одним из основных вызовов системы образования Молдовы в контексте повышения эффективности работы учреждений является привлечение сильных лидеров на посты руководителей учебных заведений», их конкретные предложения, кажется, с этим вызовом не справляются.  Поскольку предлагается, что основная заработная плата директора составит 9800 леев при условии 100% коэффициента нагрузки, то есть соответствующее учреждение должно иметь более 100 полных учебных нагрузок, что является довольно редким явлением в Республике Молдова.

Выборочное исследование ряда учебных заведений показало, что даже в лицеях с 1200-1300 учениками работают от 70 до 80 учителей, то есть заработная плата директора школы с более чем 1000 учеников составит 7840 леев, или в лучшем случае 8820 леев. В то же время, в значительной части гимназий менее 25 полных учебных нагрузок, в результате чего зарплата директора подобного учебного заведения будет составлять 5880 леев, то есть меньше, чем стартовая зарплата учителя I дидактической степени.

educatie tabel 5

Кроме того, зарплата некоторых директоров будет ниже, чем сейчас, поскольку, согласно авторам, «предлагаемая модель не требует дополнительных средств на зарплаты директорам, так как она основывается на принципе перераспределения уже существующих в системе фондов». То есть заработная плата некоторых руководителей учебных заведений будет выше, чем сейчас, а у других – ниже. Следует отметить, что для директоров предусматривается ежегодный бонус за производительность, размер которого может составлять от 2,5 до 15% в зависимости от коэффициента рабочей нагрузки и квалификационной характеристики, полученной после проведенной оценки.

В этом контексте можно добавить, что в последние годы, одновременно с внедрением формулы «деньги следуют за учеником» и предоставлением образовательным учреждениям автономии в управлении собственными ресурсами, значительно возросли обязанности директоров. Сегодня они исполняют широкий круг обязанностей в области менеджмента, финансового управления, управления IT-ресурсами, управления человеческими ресурсами и инфраструктурой. Учитывая предлагаемые реформой новые условия труда, с трудом верится, что кому-то покажется привлекательной должность директора.

И учителя без дидактической степени показывают хорошие результаты

В одном из комментариев на сайте particip.gov  по поводу этого проекта ректор Института непрерывного образования Симион Кайсын отмечает, что «производительность отдельного специалиста – понятие очень субъективное, каждый считает себя эффективнее, умнее, лучше, компетентнее и т.д. окружающих, а если она (производительность) будет определяться директором, который может даже не быть педагогом? … Этот показатель будет служить источником постоянных конфликтов в  педагогических коллективах, вырастет коррупция, появятся постоянные интриги. Иными словами, высокая производительность вовсе не означает повышенной результативности труда учителя. Данные подтверждают, что около 20% максимальных достижений учеников являются результатом труда учителей без степени. Производительность не означает результата труда, она является одним из условий, которое, вероятно, даст хороший результат в будущем, а зарплата выплачивается за конкретные результаты, полученные уже сегодня».

В то же время, по мнению Симиона Кайсына, «Система оплаты труда на основе производительности» противоречит очень многим положениям Трудового кодекса, Закона о заработной плате, Кодекса об образовании и т.д., а система оплаты труда учителей и руководящих работников системы общего образования должна быть улучшена, поскольку она не вносит конкретных изменений в отношения учитель-ученик в учебном классе, именно там, где и достигается результат образовательного процесса.

По словам ректора, предложения Министерства просвещения представляют собой «образец нагнетания волн в тазике» и вовсе не улучшат материального положения или статуса работников системы образования Республики Молдова.

* * *
Данный материал подготовлен в рамках Проекта «Борьба с экономическим манипулированием посредством масс-медиа», реализуемого Общественной ассоциацией Центр европейских инициатив «EuroPass». Разрешается полное или частичное перепечатывание и распространение данного материала с сайта www.europasscenter.wordpress.com, что является бесплатным и не требует согласия Центра «EuroPass».

 

 

Anunțuri