Насколько европейским будет новый Закон о бухгалтерском учете?

Власти планируют осуществить в 2018 году реформу бухгалтерского учета в Молдове, адаптированную к требованиям Европейского Союза, и, соответственно, привести национальное законодательство в соответствие с новыми реалиями и требованиями международных партнеров.

Речь в частности идет о Соглашении об ассоциации между Республикой Молдова и Европейским Союзом и Директиве 2013/34/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС от 26 июня 2013 года о ежегодной финансовой отчетности.

Инициатива будет освещать вопросы, касающиеся консолидированной финансовой отчетности и связанных с этим отчетов некоторых типов предприятий, а также Регламента (ЕС) № 1606/2002 Европейского Парламента и Европейского Совета от 19 июля 2002 года о применении международных стандартов  финансовой отчетности (Пояснительная записка).

Куда и почему торопятся власти

В соответствии с Соглашением об ассоциации, Молдова обязалась перенести в национальное законодательство положения коммунитарного права в области корпоративной финансовой отчетности, а именно согласно Приложению II к главе 3 «Право коммерческих обществ, бухгалтерский учет и аудит и корпоративное управление» из Раздела IV Соглашения об ассоциации.

Документ направлен на создание нормативно-правовой базы, соблюдение общих требований и установление механизма регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Республике Молдова.

Среди наиболее важных положений законопроекта можно назвать:

  • создание Совета по бухгалтерскому учету и финансовой отчетности (подведомственного Министерству финансов, и состоящего из представителей Минфина, Национального банка, НКФР, бизнес-ассоциаций и т.д.), который, по мнению авторов, будет обеспечивать развитие и совершенствование бухгалтерского учета и финансовой отчетности;

  • новые требования в отношении первичных документов и бухгалтерских регистров, классификации субъектов предпринимательства и групп, а также трех комплектов финансовой отчетности: сокращенного, упрощенного и полного; так, микро, малые, средние и крупные компании должны будут руководствоваться Национальными стандартами бухгалтерского учета, используя принцип двойной записи в бухгалтерском учете, а некоммерческие организации и представительства субъектов – нерезидентов будут руководствоваться методическими указаниями, утвержденными Министерством финансов.

При этом авторы отмечают, что закон должен вступить в силу уже с 1 января 2018 года, в то время как специалисты, к которым мы обратились за консультацией, считают, что оставшегося времени слишком мало для составления, обсуждения и принятия новых Национальных стандартов бухгалтерского учета.

К вопросу о совместимости

Для оценки совместимости Проекта с законодательством ЕС, Министерство финансов разработало  Таблицу соответствий, в которой представлены обоснования частичной совместимости или несовместимости Проекта с требованиями коммунитарного права. Анализ EuroPass показывает, что Министерство финансов оценивает проект как совместимый с большинством требований Европейского сообщества, и если и есть какие-то оговорки, то их планируется устранить при помощи Национальных стандартов бухгалтерского учета, которые должны быть изменены до января 2018 года.

Более того, в случае целого ряда положений, в которых нормы ЕС транспонируются как факультативные (нефинансовая информация, выпуск ценных бумаг и т.д.), Министерство лишь подчеркивает этот факт, не предлагая каких-либо аспектов, которые, скорее всего, должны были быть представлены/адаптированы.

Еще одно «интересное» положение устанавливает критерии для приема на работу на должность главного бухгалтера. В Законопроекте отмечается, что главный бухгалтер или иное должностное лицо, уполномоченное организовывать и вести бухгалтерию субъекта предпринимательства, за исключением субъектов публичного интереса, должны иметь высшее или профессионально-техническое образование  в области экономики.

Министерству финансов нужны неопытные бухгалтера?!

Этот аспект активно обсуждался всеми участниками данной области. И в контексте публичных консультаций, проводимых в марте этого года, Ассоциация профессиональных бухгалтеров и аудиторов Республики Молдова (ACAP) высказала предложение, что к вышеуказанным требованиям должна быть добавлена необходимость иметь 5-летний стаж работы в области бухгалтерского учета. Однако данное предложение было отклонено Министерством финансов, заявившим, что каждый работодатель в индивидуальном порядке устанавливает требования при приеме на работу.

В связи с этим можно отметить, что, покрывая эти недостатки в квалификации под предлогом «права работодателя», автор Проекта подвергает систему неоправданному риску. Поскольку как новые Национальные стандарты бухгалтерского учета, которые будут приняты к январю 2018 года, так и все более выраженная сложность бухгалтерского учета, связанная с ознакомлением и применением Международных стандартов финансовой отчетности, требуют значительного опыта на уровне соответствующей финансово-экономической практики.

В то же время, профессия бухгалтера должна развиваться в соответствии с лучшими международными практиками, которые предусматривают специализированное образование (бухгалтерский учет/финансы/аудит), а также сертификацию, соответствующую сфере деятельности и особенностям данной профессии.

А поскольку принято все чаще ссылаться на порядок управления предпринимательством в Румынии (причем вполне справедливо), хотелось бы напомнить, что там как в частных, так и на государственных предприятиях главный бухгалтер обязан иметь высшее образование и никакого «[…] или профессионально-технического образования в области экономики».

Более того! В предлагаемом Законопроекте не предусмотрен фильтр стажа работы для управления бухгалтерией в публичных учреждениях, в то время как в соседней Румынии в этом случае необходимо иметь минимум от 3 до 5 лет подобного стажа, с учетом специфики работы и уровня ответственности в государственном учреждении.

Закон для Налоговой, а не для бухгалтеров

Данным законопроектом Министерство финансов берет на себя роль (в дальнейшем) ведомства, управляющего Национальными стандартами бухгалтерского учета (НСБУ), под предлогом, что министерство «является органом, ответственным за утверждение и установление политики в области бухгалтерского учета». Поскольку цели и задачи нового Закона о бухгалтерском учете связаны с равнением на европейские стандарты управления и бухгалтерского учета, следует признать существование определенной логики в заимствовании и европейской практики в управлении НСБУ.

Все более целесообразной представляется идея создания Комитета по стандартам бухгалтерского учета (предложенная в ходе консультаций с общественностью, но отклоненная Министерством финансов), который имел бы статус независимого от Минфина органа и обладал бы полномочиями по внедрению и актуализации НСБУ, с финансированием со стороны Нацбанка и соответствующих участников государственного и частного секторов,  принимая во внимание существующие условия и успешный опыт создания аналогичных ведомств (например, Национального бюро винограда и вина).

В результате, составление и толкование стандартов бухгалтерского учета останется в ведении Министерства финансов, которое одновременно с этим отвечает и за сбор доходов в государственный бюджет. В этих условиях существует постоянный риск, что стандарты бухгалтерского учета и сам бухгалтерский учет окажутся на службе приоритетного бенефициара – налоговой службы.

Поскольку в основу принципов управления национальной системой бухгалтерского учета, основанной в 1996-1998 гг., была положена французская система бухгалтерского учета и, в меньшей степени, британская,  логично было бы обеспечить последовательность в наделении полномочиями, в чем, по сути, и заключается европейская практика. В той же британской системе, например, Совет по финансовой отчетности (финансируемый за счет взносов крупных компаний, котирующихся на фондовой бирже) является независимым органом, который действует в качестве регулятора в управлении стандартами бухгалтерского учета еще с 80-х гг., посредством Совета по стандартам бухгалтерского учета.

Другим примером является Франция, где Национальный совет по бухгалтерскому учету (Autorité де normes comptables) отвечает за регулирование бухгалтерского учета и исследования в области финансовой отчетности, неразделимые в Европе вещи, в отличие от Молдовы.

Copy-paste

Согласно Директиве, которая должна быть перенесена в национальное законодательство при помощи этого нового закона о бухгалтерском учете, обязательный характер аудита является внутренней  прерогативой каждого государства, подписавшего данный документ. Рассматриваемый нами законопроект  применяет те же критерии определения размера субъектов, подлежащих обязательному аудиту, что и в классификации компаний по четырем категориям (микро, малые, средние и крупные). Министерство финансов делает акцент на процедуре и утверждает, что «критерии размера были установлены согласно эквиваленту в национальной валюте путем применения обменного курса […] на дату вступления в силу Директивы 2013/34/ЕС».

Исследование Федерации европейских бухгалтеров свидетельствует о том, что критерии аудита и общие критерии классификации предприятий в странах ЕС отличаются, и во многих из этих стран были приняты куда более «скромные» критерии, сопоставимые со средней компанией в Директиве, хотя их экономики куда больше по размеру, чем молдавская.

Так, проект предусматривает проведение обязательного аудита для субъектов публичного интереса, а также средних и крупных частных предприятий (активы – 318 миллионов леев, выручка от реализации – 636 млн. леев, количество сотрудников – 250).
В связи с этим, доктор экономических наук, конференциар университар Лилиана Лазарь, заведующая кафедрой «Бухгалтерский учет» в Академии экономических знаний, заявила для EuroPass, что в ходе обсуждений проекта нового Закона о бухгалтерском учете было отмечено, что и деловая среда, и научные круги по-прежнему настаивают на необходимости внесения в Законопроект требования о наличии высшего экономического, бухгалтерского образования для должности главного бухгалтера, как минимум на уровне государственных учреждений и крупных предприятий, как отдельной категории.  Альтернативой может стать национальная квалификация в сфере бухгалтерского учета.

Более того, г-жа Лазарь сообщила, что после консультаций, проведенных с Палатой аудиторов Румынии, представители этого органа заявили, что в Румынии процесс транспонирования данной Директивы в национальное законодательство в сфере финансовой отчетности приостановился еще в 2016 году, поскольку в данный момент вводить подобные положения в Румынии очень сложно и нецелесообразно.

В заключение можем отметить, что данному закону следовало бы вносить больший вклад в консолидацию  бухгалтерской профессии. Это может быть достигнуто, в частности, путем передачи некоторых функций по  саморегулированию в данной области профессиональным организациям бухгалтеров. Власти же, судя по всему, все еще боятся предпринять шаги в сторону упрощения нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности, чтобы не утратить контроль над этой сферой.

* * *
Данный материал подготовлен в рамках Проекта «Борьба с экономическим манипулированием посредством масс-медиа», реализуемого Общественной ассоциацией Центр европейских инициатив «EuroPass». Разрешается полное или частичное перепечатывание и распространение данного материала с сайта www.europasscenter.wordpress.com, что является бесплатным и не требует согласия Центра «EuroPass».
Anunțuri