Аэропорт Мэркулешть – кто выиграет от смены курирующего министерства?

Государственное предприятие Международный аэропорт Мэркулешть может быть передано из ведения Министерства обороны, являющегося учредителем и администратором предприятия, под управление Министерства экономики. Соответствующий проект постановления был представлен Правительству главным экономическим ведомством страны.

Министерство экономики (автор инициативы) аргументирует необходимость передачи Международного аэропорта Мэркулешть (МАМ) и прилегающей свободной экономической зоны, которая в настоящий момент является частью инфраструктуры предприятия,  неэффективностью менеджмента и корпоративного управления компании. Также указывается тот факт, что Министерство экономики «обладает полномочиями в продвижении  государственной политики в области инвестиций в свободные экономические зоны и […] улучшения ситуации в сегменте привлечения инвестиций».

И хотя подобное обоснование вписывается  в законные рамки и должно бы приветствоваться, все же есть некоторые причины для сомнений, что эта инициатива будет способствовать улучшению экономической ситуации Аэропорта. Камнем преткновения является имущество МАМ, сомнения по поводу управленческих способностей будущего администратора, а также некоторые препятствия законодательного характера.

Военная и гуманитарная история

Международный аэропорт Мэркулешть расположен на северо-востоке Республики Молдова, в шести километрах к западу от Флорешт и в 150 км к северу от Кишинева. Он был основан в январе 2004 года приказом Министерства обороны на базе бывшей советской воинской части, в настоящее время это аэропорт гражданского назначения. Во времена холодной войны Аэропорт Мэркулешть являлся частью сети воздушных баз для обслуживания военных и разведывательных самолетов, действовавших на западном фланге СССР.

После объявления независимости Республики Молдова аэропорт стал собственностью молодого государства, которое, тем не менее, не обладало достаточным количеством средств для его содержания и управления инфраструктурой и унаследованными самолетами. Часть военных бортов была продана, в то время как транспортные и гражданские самолеты принимали участие в различных гуманитарных программах под эгидой ООН.

В поисках альтернативы в ноябре 2001 власти принимают решение о реорганизации военного аэродрома Мэркулешть в аэропорт смешанного назначения – военного и гражданского – и включают его в систему международных грузопассажирских перевозок. В июле 2009 года был опубликован закон о создании на территории аэропорта свободной экономической зоны, получившей название «Международный свободный аэропорт “Мэркулешть”», которая находится в ведении государственного предприятия Международный аэропорт Мэркулешть. В официальных документах МАМ также указывается как генеральный инвестор зоны.

Солидная материальная база, используемая родственниками руководства Аэропорта

Для лучшего понимания потенциала аэропорта и ЗСП Мэркулешть необходимо ознакомиться с его имуществом. По данным МАМ, общая площадь предприятия составляет 265 гектаров, при этом на его территории среди прочего находятся:

  • Действующие самолеты и вертолеты;
  • Взлетная полоса 2 500 х 40 метров, которая может обеспечить взлет и посадку различных типов самолетов, включая Ан-124 «Руслан» и С-17 «Глобмастер»;
  • Парковка воздушных судов площадью 24 000 м²;
  • Железнодорожная ветка (240 метров) и железнодорожный узел (1 км);
  • Ангары общей площадью 7680 м² и объемом 36 172 м³;
  • Комплекс топливных резервуаров объемом 14 тыс. тонн;
  • Холодильные установки объемом 1,5 тыс. тонн;
  • Лаборатории и цеха по регулировке и техническому обслуживанию;
  • Автопарк, специальная техника в рабочем состоянии;
  • Гостиница на 50 мест, жилые здания, кафе, ресторан и детский сад;
  • Энергетическая инфраструктура (газ, электроэнергия) и система коммуникаций.

Помимо солидной материальной базы, с 2008 года аэропорт и свободная зона, в соответствии с законодательством, пользуются льготным таможенным и налоговым режимом для реализации экономических проектов в условиях, благоприятных для привлечения инвестиций. Помимо предоставления услуг по наземному обслуживанию и воздушным перевозкам, резиденты  имеют право осуществлять деятельность в области оптовой торговли; промышленного производства товаров;  переработки агропродовольственной продукции; деятельность, связанную с сортировкой, упаковкой и маркировкой транзитных товаров; другие вспомогательные виды деятельности, такие как коммунальные услуги, складские услуги, строительство и т.д.

И хотя все составляющие успеха на месте, план развития так и не был выполнен, а вся зона находится в состоянии деградации. Эволюция основных показателей государственного предприятия показывает снижение доходов с 39 млн. леев в 2014 году до 7,4 млн. леев в 2015 году, а также прибыли – с 3,7 млн. ​​леев в 2014 году до убытков в более чем 21 млн. леев в 2015 году.

В то же время только в 2013-2015 годах предприятием был зарегистрирован чистый убыток в размере 54 млн. леев, что свидетельствует о низком качестве менеджмента аэропорта, а также об отсутствии стратегии развития, модернизации и стабильной деятельности предприятия. По данным газеты Ziarul de Gardă, большинство резидентов МСАМ представляют собой фирмы, созданные или управляемые родственниками и друзьями руководства аэропорта.

Официальные данные показывают, что за последние восемь лет в свободной экономической зоне Мэркулешть бизнес открыл лишь один резидент. Возможно, именно по этим причинам на официальном сайте аэропорта нет никакой информации о резидентах свободной экономической зоны и чем они занимаются.

Противоречия, вопросы и сомнения

Передача предприятия в ведение другого министерство вовсе не означает моментального повышения качества управления. Тем более что Министерство экономики является вторым из центральных органов власти как по числу  предприятий, находящихся в управлении, так и по общей стоимости управляемого капитала (порядка 5,96 млрд. леев в 2016 году).

Как показывает отчет Министерства экономики, доходы от продаж, полученных в прошлом году подведомственными акционерными обществами и государственными предприятиями, выросли всего лишь на 2% по сравнению с 2015 г. и составили около 16,3 млрд. леев.

Данные 26 компаний получили в 2016 году прибыль в размере порядка 290 млн. леев, после убытков в 4,2 млрд. леев в 2015 году. Столь значительные колебания связаны с деятельностью молдо-российского совместного предприятия «Moldovagaz», которое сообщило о прибыли в 2016 году на бумаге в 262 млн. леев, после потерь в 3,11 млрд. леев в 2015 году.

После управленческих качеств под сомнение стоило бы поставить также честность и неподкупность должностных лиц данного министерства. Вспомним об обысках, проводимых в декабре 2016 года прокурорами по борьбе с коррупцией в кабинетах Минэкономики в связи с обвинениями в ущербном управлении на одном из государственных предприятий, находящихся в ведении главного экономического ведомства. Совсем недавно, в марте 2017 года, сотрудниками Национального центра по борьбе с коррупцией был задержан вице-министр экономики Валериу Трибой и препровожден в НЦБК для допроса по подозрению в коррупции.

Как сообщала газета Ziarul de Gardă, опубликовавшая в октябре 2015 года расследование о Валериу Трибой, вице-министру принадлежит состояние в миллионы леев, и живет он в роскошном доме, зарегистрированном на имя его матери-пенсионерки.

Отсюда логичный вопрос: Является ли смена владельца/управляющего гарантией того, что экономическая ситуация Международного аэропорта Мэркулешть улучшится?

main633

Удар по сотрудничеству с НАТО?

Существует еще один неоднозначный аспект, которым, кажется, пренебрегли в инициативе Минэкономики. В соответствии с Постановлением Правительства № 444 от 2002 года «О реорганизации военного аэродрома Мэркулешть в аэропорт совместного базирования военной и гражданской авиации», объект имеет двойное назначение, в связи с чем не совсем понятно, каким образом Министерство экономики будет осуществлять политику по обеспечению обороны и безопасности страны в рамках государственного предприятия Международный аэропорт Мэркулешть.

За эту политику отвечает Министерство обороны, и согласно вышеуказанному постановлению, данное ведомство уполномочено обеспечить материально-техническую подготовку аэропорта в рамках мероприятий, организуемых в области национальной обороны. Предприятие, на которое претендует Министерство экономики, является частью международных обязательств Молдовы по реализации Программы «Партнерство ради мира» и выполнению целей и задач  Индивидуального плана действий по сотрудничеству Республика Молдова – НАТО.

Возможная передача МАМ в ведение другого учреждения может существенно повлиять на выполнение международных обязательств и доверие к стране со стороны партнеров из Североатлантического Альянса.

В то же время Министерство экономики утверждает, что передача управления над предприятием не повлияет на обеспечение аэропортом Мэркулешть операционных возможностей Воздушных сил Национальной армии.

Туманные перспективы

Инициатива о передаче госпредприятия Международный аэропорт Мэркулешть (и свободной экономической зоны по умолчанию) под контроль Министерства экономики была выдвинута в тот период времени, когда Правительство продвигает амбициозную программу реформ, которые явно конфликтуют с представленным проектом.

С этой точки зрения хотелось бы отметить два аспекта, которые свидетельствуют о неопределенности и оставляют поле для толкований по поводу нового проекта постановления Правительства:

  • Одно из положений нового Закона о государственных и муниципальных предприятиях, о котором EuroPass писал не так давно, гласит, что в течение пяти лет государственные предприятия должны быть преобразованы в публичные предприятия или ликвидированы;
  • Реформа исполнительного органа предусматривает, что подведомственное Министерству экономики Агентство публичной собственности, которое и управляет всем имуществом государства, перейдет уже в ведение Правительства.

В связи с этим не совсем понятны претензии Министерства экономики, которое хочет взять на себя управление Международным аэропортом Мэркулешть. Это если абстрагироваться от того факта, что до завершения реформ еще далеко, а материально-техническая база предприятия предоставляет множество возможностей, которыми до сих пор пользовались только родственники руководства аэропорта.

* * *
Данный материал подготовлен в рамках Проекта «Борьба с экономическим манипулированием посредством масс-медиа», реализуемого Общественной ассоциацией Центр европейских инициатив «EuroPass». Разрешается полное или частичное перепечатывание и распространение данного материала с сайта www.europasscenter.wordpress.com, что является бесплатным и не требует согласия Центра «EuroPass».
Anunțuri