Предпринимательский патент: между популизмом и уклонением от налогов

Проблема предпринимательского патента в розничной торговле с лотков и на рынках продолжает вызывать бурную дискуссию, а давление улицы, похоже, способствует и дальнейшему осуществлению этого вида деятельности на основе патента.

И это несмотря на то, что сохранение этого механизма влечет за собой больше рисков для экономики страны, чем выгоды. И первоначально планировалось, что этот вид патента должен был прекратить существование к концу 2008 года, но позже, под давлением уличных протестов, срок его использования был продлен правительством Зинаиды Гречаной до 1 января 2017.

Однако после того как в декабре 2016 года на власти вновь было оказано давление в попытках вынудить их пойти на уступки патентообладателям в розничной торговле и предоставить им очередную отсрочку на два года, депутат-социалист Григорий Новак выступил с инициативой о предоставлении им «бонуса» в виде еще одного года, до конца 2019. И это в то время как правительство предложило в начале 2017 года разумную альтернативу патенту в розничной торговле.

Что предлагает депутат Новак

Инициатива, выдвинутая депутатом Григорием Новаком, предполагает внесение изменений в три статьи Закона о предпринимательском патенте, которые сводятся к следующему:

  • Разрешить розничным продавцам действовать на основе предпринимательского патента до 31 декабря 2019 года, а не 2018, как это предусмотрено в действующей редакции закона;
  • Разрешить патентообладателям в розничной торговле действовать и в местах, разрешенных органами местного публичного управления, а не только на коммерческих рынках, созданных в соответствии со ст. 12 Закона о внутренней торговле.
  • При осуществлении предпринимательской деятельности на всей территории района, месячная плата уплачивается по ставке, указанной в графе «Другие муниципии, города» Приложения, а не по каждому населенному пункту в отдельности, как это предусмотрено в настоящее время.

Главный аргумент – уличные протесты

Автор обосновывает возникновение инициативы как следствие «уличных протестов и многочисленных жалоб, поданных депутатам патентообладателей», и целью его проекта является «защита деятельности на основе предпринимательского патента для людей, располагающих ограниченными финансовыми ресурсами, но желающих развивать свой бизнес, налоговая выгода при этом более чем очевидна».

Так, разработчик отмечает, что не во всех населенных пунктах Республики Молдова территория, на которой люди продают различные товары, имеет статус рынка, и считает целесообразным разрешить продавцам, имеющим патенты, продавать и в специальных местах, разрешенных местными органами власти. Тем более что в полномочия местных властей входит выдача разрешений на торговлю в общественных местах и организация ярмарок и выставок-продаж.

Свое предложение о продлении срока деятельности розничной торговли на основе патента еще на один год депутат аргументирует тем, что «Республика Молдова находится в глубоком экономическом кризисе, и эта отсрочка обеспечит увеличение объемов продаж на внутреннем потребительском рынке и позволит сохранить существующие рабочие места». Приведенный аргумент весьма любопытен, учитывая, что довольно сложно спрогнозировать, какими будут экономические условия в стране в 2019 году. В то же время кажется несколько подозрительной реакция депутата на протесты, принимая во внимание тот факт, что прежде власти вовсе не чувствовали себя обязанными идти на уступки протестующим.

Патенты: генераторы уклонения от уплаты налогов и недобросовестной конкуренции

Автор инициативы излагает свои аргументы в популистской манере и практически не делает никаких ссылок на аспекты экономического характера, как не указывает и насколько устойчивым  будет продление этого вида деятельности на основе патента.  Кроме того, как отмечается в исследовании Национального института экономических исследований за 2016 год, патенты в торговле являются источниками значительных рисков для экономики, в их числе:

  • Отсутствие сертификатов происхождения реализуемых товаров;
  • Неопределенное качество реализуемых товаров;
  • Несправедливые экономические условия и последствия недобросовестной конкуренции между операторами рынка;
  • Уклонение от уплаты налога;
  • Легализация контрабандных товаров и фальсификата, что бьет по местным производителям;
  • Рост объемов теневой экономики и незаконный оборот товаров.

В этом же исследовании говорится о целесообразности изменения организационно-правовой формы торговли на основе патента и ограничения экономической деятельности на основе патента кругом лиц, работающих в лимитированной сфере индивидуального производства (ремесленники, художники-декораторы, сапожники и т.д.).

В поддержку вышеуказанных заключений говорят и данные статистики. Так, если в 2012 году на долю продавцов приходилось 59% в структуре держателей патентов, то к настоящему времени их доля выросла до 67%, что свидетельствует о том, что торговля на основе предпринимательского патента является прибыльным занятием. Однако, несмотря на большое количество патентообладателей, анализ показывает, что их вклад в общую сумму налогов, собираемых в местные бюджеты, весьма скромен и составляет всего лишь 4%, а в общие бюджетные доходы и вовсе символический – 0,16%.

Более того, несмотря на постоянный рост числа патентообладателей, средний объем выплат по патентам снижается. В торговле платежи снизились на 8,5%: с 498 леев в 2013 году до 456 леев в 2015 году.

WP_20170602_12_06_29_Pro

Правительство не видит в патенте необходимого условия для экономического развития

Правительство дало отрицательное заключение по данной законодательной инициативе. В обосновании к заключению представители исполнительного органа отмечают, что поправками к Закону о предпринимательском патенте, внесенными в декабре 2016 года, было продлено право на осуществление деятельности по розничной торговле на основании патента сроком на 2 календарных года, с ограничением деятельности на территории коммерческих рынков, авторизованных местными советами, и только для тех лиц, которые уже обладали действующим патентом на данный вид деятельности по состоянию на 31 декабря 2016 года. Правительство подчеркивает, что целью данной поправки было обеспечить период времени, необходимый для перехода от патента к другой форме деятельности, поскольку патент «не является необходимым условием для развития экономической деятельности».

В заключении правительства говорится и по поводу массовых демонстраций держателей патентов в 2016 году, организованных из желания и дальше продолжать пользоваться всеми льготами, предусмотренными патентной системой: упрощенным налогообложением, отсутствием бухгалтерского учета, отсутствием кассового аппарата и пр., однако все эти аспекты создают условия для недобросовестной конкуренции по отношению к экономическим агентам, зарегистрированным по всем правилам.

Независимая экономическая деятельность – альтернатива патентам

Правительство также напомнило, что в 2016 году была разработана и принята новая концепция упрощенного налогообложения физических лиц, практикующих торговлю без регистрации в качестве предпринимателей, которая, в отличие от патентной системы, позволяет вести учет и осуществлять контроль над их деятельностью со стороны государственных учреждений, благодаря обязательному использованию контрольно-кассовых аппаратов. Таким образом, в результате внесения в декабре 2016 года изменений в законодательство, концепция независимой деятельности предусматривает расширение прав физических лиц, практикующих розничную торговлю, такими аспектами как:

  • Импорт товаров;
  • Продажа всех видов продукции с соблюдением действующих технических норм;
  • Розничная продажа в местах, разрешенных органами местного публичного управления, а не только на рынках;
  • Данная деятельность не требует регистрации нового предприятия, лишь регистрации физических лиц, намеренных осуществлять независимую торговлю товарами, в подразделении Государственной налоговой службы.

Контрольно-кассовые аппараты – кошмар патентообладателей

Из всех обязанностей, предусматриваемых новой упрощенной системой налогообложения, больше всего сомнений и опасений у патентообладателей вызывают, судя по всему, использование в их деятельности контрольно-кассовых аппаратов. Среди прочих обязанностей можно отметить:

  • Ведение простого бухгалтерского учета посредством одинарной записи, то есть учет только поступления и выбытия средств;
  • Поквартальная оплата налога из рассчитанного годового дохода, и размер этого налога более чем символический – лишь 1% от суммы продаж, но не менее 3000 леев.

Кроме того, затраты на приобретение контрольно-кассовых аппаратов впоследствии возмещаются.

В одной из телевизионных передач вице-министр финансов отметила, что с точки зрения стоимости и затрат независимая деятельность не является более дорогостоящей, чем патент: «Патент на первый взгляд может показаться более дешевым, но на самом деле, если подсчитать все, что входит в понятие патента, то выяснится, что это довольно дорогой налоговый инструмент, а независимая деятельность с налогообложением в размере 1% от продаж является достойной альтернативой».

Зато, при помощи этой системы можно будет обеспечить защиту потребителей: «Патент всегда вызывал недовольство потребителей, потому что, когда они покупают некачественный товар и потом ничего не могут с ним сделать, поскольку не получили никакого чека или другого подтверждения тому, что они понесли какие-то расходы в связи с этим товаром, то всеобщее недовольство постоянно растет. За счет введения режима независимой экономической деятельности мы хотим наладить систему, которая была бы чрезвычайно простой, но в то же время защищала права потребителей», – заявила Вероника Врагалева.

И, наконец, стоит отметить и тот факт, что по своей экономической сути предпринимательский патент должен служить в качестве начального инструмента развития бизнеса, а не становиться инструментом постоянным. У нас же, как свидетельствует статистика, большинство патентообладателей не развивают свой бизнес, отказываясь переводить его в более сложные формы и на более широкий уровень, а это пагубно для национальной экономики, поскольку стимулы, предоставляемые государством посредством патентной системы, не достигают желаемого эффекта и не создают добавленной стоимости для экономики страны.

Зато патенты в торговле всегда представляют собой возможность обойти налоги в бюджет. В этом случае, очевидно, что опасения патентообладателей не обязательно связаны с расходами, связанными с переходом к независимой деятельности, а скорее с ответственностью, которую влекут за собой контрольно-кассовые аппараты.

Подводя итог, можно заключить, что инициатива о внесении изменений в Закон о предпринимательском патенте носит популистский характер, не имеет анализа затрат-выгоды и грозит подорвать бюджетно-налоговую государства, учитывая, что независимая экономическая деятельность является жизнеспособной альтернативой, призванной обеспечить большую налоговую справедливость, а также сохранить упрощенный режим налогообложения.

* * *
Данный материал подготовлен в рамках Проекта «Борьба с экономическим манипулированием посредством масс-медиа», реализуемого Общественной ассоциацией Центр европейских инициатив «EuroPass». Разрешается полное или частичное перепечатывание и распространение данного материала с сайта www.europasscenter.wordpress.com, что является бесплатным и не требует согласия Центра «EuroPass».
Anunțuri