Почему социалисты хотят ограничить независимость Счетной палаты

Инициатива о внесении поправок в  одну из статей Закона о Счетной палате, вынесенная на обсуждение парламента в начале февраля, может поставить под угрозу независимость деятельности высшего органа финансового контроля в стране.

В частности, инициатива, продвигаемая депутатом-социалистом Адрианом Лебединским, предполагает внесение изменений в ст. 30 Закона о Счетной палате с тем, чтобы аудиторские проверки можно было запрашивать без решения Парламента, по запросу любой парламентской фракции и столько раз, сколько будет возникать подобная необходимость, а не раз в полугодие, как это предусмотрено в настоящее время.

Аргументы автора инициативы

Автор проекта считает, что ограничение права фракций требовать от Счетной палаты исполнения своих непосредственных обязанностей является необоснованным и должно быть снято.

Как отмечает депутат, согласно закону, «Счетная палата является единственным публичным органом государства, осуществляющим контроль за формированием, управлением и использованием публичных финансовых средств и управлением публичным имуществом посредством внешнего аудита в публичном секторе в качестве высшего аудиторского учреждения». И поскольку Счетная палата является единственным государственным органом, наделенным подобными полномочиями, то становится очевидным, что по вопросам, связанным с формированием, управлением или ненадлежащим  использованием государственных финансовых средств, в любой другой орган власти парламентским фракциям обращаться не имеет смысла.

Он также отмечает, что основная роль депутата как народного избранника и представителя высшей законодательной власти заключается в представлении интересов народа путем осуществления контроля, при необходимости, над подозрительной деятельностью, которая может нанести урон интересам его избирателей. И поэтому народному избраннику не совсем понятно, «почему было введено ограничение о возможности обращаться с запросом именно один раз в полугодие».

Инициатива противоречит международным требованиям, под которыми подписалась и Молдова

Однако все эти непонятные автору проекта моменты на самом деле имеют весьма логичное объяснение. И введение определенной периодичности, с какой фракции могут требовать от Счетной палаты каких-либо действий по проведению аудиторской проверки, вызвано в том числе и необходимостью соблюдения международных стандартов в области государственного аудита, обязательство выполнять которые взяла на себя и Республика Молдова.

Как член ИНТОСАИ (Международной организации высших органов финансового контроля) и  ЕВРОСАИ (Европейской организации высших органов финансового контроля, с 1994 года), Счетная палата обязалась соблюдать критерии конвергенции, необходимые для интеграции в ЕС, проистекающие из Направляющих европейских линий по внедрению стандартов ИНТОСАИ, разработанных на основе Лимской декларации руководящих принципов контроля (принятой на IX Конгрессе ИНТОСАИ, состоявшемся в Лиме в 1977 году), Пражских рекомендаций ЕВРОСАИ и Мексиканской декларации о независимости (принятой на XIX Конгрессе ИНТОСАИ в 2007 году).

Для выполнения обязательств по присоединению к международным стандартам и лучшим практикам в области внешнего аудита, Счетная палата начала в 2007 году процесс преобразования в высший орган аудита. И материализовался этот процесс трансформации прежде всего в виде разработки и принятия нового Закона о Счетной палате, вступившего в силу с 1 января 2009 года, причем статья 30 этого закона, которую сейчас планируют изменить, отражает именно международные требования, которые наша страна обязалась выполнить.

В этом плане Лимская декларация о руководящих принципах аудита государственных финансов предусматривает, что «Высшие органы финансового контроля (ВОФК) могут выполнять возложенные на них задачи объективно и эффективно только в том случае, если они независимы от проверяемых ими организаций и защищены от постороннего влияния», и далее признает, что даже если «государственные учреждения не могут быть абсолютно независимы, являясь частью государства в целом», ВОФК «должны обладать функциональной и организационной независимостью для выполнения своих задач».

Более того, один из принципов Мексиканской декларации о независимости высших органов финансового контроля, названный «Достаточно широкий мандат и полное право принимать решения, при выполнении функций ВОФК», среди прочего, гласит: «Соблюдая законы, приведенные в действие законодательной властью и применимые к ним, ВОФК свободны от указаний или вмешательства со стороны законодательной или исполнительной власти в планировании, программировании, проведении, отчетности и отслеживании эффектов проводимых ими аудитов». Таким образом, предлагаемая поправка, предусматривающая, что парламентские фракции смогут запрашивать проведение аудита Счетной палатой всякий раз, когда они захотят, может негативности сказаться на возможностях планирования, организации и функционирования Счетной палаты, поскольку все действия аудита требуют выделения определенного времени, персонала и значительных ресурсов, что невозможно без тщательной и заблаговременной подготовки.

Правительство дало отрицательное заключение по предложению

Кроме того, Правительство дало отрицательное заключение по этой инициативе. В обосновании к заключению, подготовленном Министерством финансов, помимо ссылок на Лимскую декларацию также приводятся отрывки из закона о Счетной палате, которые прямо предусматривают, что «Счетная палата самостоятельно определяет программу своей деятельности, а также порядок ее реализации», а предложение депутата А. Лебединского явно противоречит положениям закона.

В результате чего Правительство выступает за сохранение определенных ограничений в этом плане (относительно запросов парламентских фракций о проведении аудиторской проверки), чтобы «не допускать перекосов в годовых и трехлетних программах аудиторской деятельности и, соответственно, не мешать нормальному функционированию Счетной палаты».

Министерство финансов уважает независимость Счетной палаты

Следует отметить, что в последнее время, в контексте представления результатов Отчета о деятельности Счетной палаты за 2016 год, это ведомство находится в центре внимания общественности из-за ряда выявленных в ходе проводимых им проверок отклонений и нарушений на миллиарды леев. Как следует из отчета, наибольшие нарушения были обнаружены в Министерстве финансов – порядка семи миллиардов леев, речь идет в основном об управлении бюджетными поступлениями, где были выявлены нарушения на сумму 5,7 млрд. леев.

И хотя специалисты Министерства финансов отреагировали на заключения Счетной палаты пресс-релизом, в котором объяснили, почему суммы, указанные в отчете Счетной палаты, не являются нарушениями и ошибками, они в то же время отметили, что «это вполне естественно, что аудитор формирует свое независимое мнение и делает собственные оценки, которые не обязательно должны совпадать с оценками проверяемого учреждения».

Можем заключить, что предлагаемая инициатива о внесении изменений в Закон о Счетной палате противоречит национальным законам и международным стандартам в области государственного аудита, принятым и Республикой Молдова, и может поставить под угрозу надлежащее функционирование высшего органа финансового контроля этого государства.

И хотя автор пытается создать впечатление, что целью проведения поправки является обеспечение большей степени прозрачности государственных финансов, в действительности же это не так. Поскольку принятие данной поправки позволит депутатам направить деятельность Счетной палаты на необоснованные проверки порядка управления и использования бюджетных средств определенными учреждениями (особенно возглавляемыми неугодными им людьми), вместо того чтобы позволить ведомству сосредоточиться на выявлении и изучении серьезных нарушений. Аудиторы тем самым будут перегружены работой по изучению многочисленных мелких или незначительных случаев, в то время как действительно крупные нарушения могут остаться без внимания и не попасть в поле зрение общественности.

* * *
Данный материал подготовлен в рамках Проекта «Борьба с экономическим манипулированием посредством масс-медиа», реализуемого Общественной ассоциацией Центр европейских инициатив «EuroPass». Разрешается полное или частичное перепечатывание и распространение данного материала с сайта www.europasscenter.wordpress.com, что является бесплатным и не требует согласия Центра «EuroPass».

 

Anunțuri