Почему экономика ничего не выиграет от «реформы» высшего сельскохозяйственного образования

Одной из областей, которые молдавские власти долгое время пытаются реформировать, является высшее сельскохозяйственное образование, законсервировавшаяся в советском менталитете система, которая – даже после 25 лет независимости – все еще слишком мало значит для реального сектора экономики.

Автор инициативы – Министерство сельского хозяйства и пищевой промышленности (МСХПП) – в пояснительной записке к проекту постановления правительства отмечает, что основными целями инициативы являются эффективное использование бюджетных средств, адаптация системы образования, научно-исследовательской и инновационной сферы к современным экономическим политикам, а также повышение эффективности научного потенциала.

Запоздавшая реформа

Предлагаемая реформа – далеко не первая в новейшей истории, в той или иной степени подобные попытки предпринимались и прежде, поскольку все правительства объявляли сельскохозяйственный сектор приоритетным для экономики Республики Молдова. Однако все предлагаемые меры больше касались преобразований структурного и бюрократического характера, не предусматривая серьезных улучшений в содержании обучения, качестве профессиональной подготовки или уровне финансирования.

Например, в 2012 году был предложен проект, предусматривающий закрытие ряда институтов для исследований и по подготовке кадров, или же их объединение и создание вместо них единой Академии естествознания (Academia de Ştiinţe ale Vieţii). Ведомство должно было включать четыре научно-исследовательских института и Университет природоведения (Universitatea de Ştiinţe ale Naturii).

При более внимательном изучении инициативы Минсельхоза можно заметить, что цели новой реформы планируется достичь – опять-таки – серией разделений, объединений, изменений названий учреждений, а также путем создания новой организационной структуры. Какова предлагаемая модель развития высшего сельскохозяйственного образования? Из каких средств планируется покрывать расходы? Каких показателей планируется достичь? Как будет соотноситься научно-исследовательская деятельность с потребностями бизнеса? И что вообще выиграет национальная экономика от предлагаемой реформы? Все это вопросы без ответов, потому что авторы инициативы не удосужились составить отчет по оценке ее воздействия. Зато вместо этого они тщательно подсчитали, сколько будет стоить реформа – цитируем: «Реализация проекта не требует дополнительных расходов из государственного бюджета».

Университетский ребрендинг

Тот факт, что реформа все же будет что-то стоить, подтверждается уже в предложении изменить название Государственного аграрного университета Молдовы (UASM) на Университет сельскохозяйственных наук Республики Молдова (UȘARM). Какова необходимость этого ребрендинга и в чем польза от нового названия остается неясным, однако, несомненно, данному учебному заведению предстоят серьезные проблемы, связанные с внесением изменений во все регламенты, соглашения с партнерами, контракты и другие внутренние акты, а также с изменением визуальных символов. И расходы, скорее всего, будут покрываться из собственных средств, которых и так недостаточно. Та же процедура предстоит и некоторым научно-исследовательским институтам.

Перекладывание ответственности на чужие плечи

Еще одним нововведением является включение ряда автономных научно-исследовательских институтов в юридическую структуру UŞARM, после ряда объединений и делений, а также изменений названия. Так, Университет будет включать в себя следующие институты:

  • Институт ветеринарной медицины и животноводства (бывший Институт биотехнологий в зоотехнике и ветеринарной медицине),
  • Институт садоводства и пищевой промышленности (результат деления Института садоводства и пищевых технологий на Институт садоводства и пищевой промышленности и Национальный институт винограда и вина)
  • Национальный институт винограда и вина (результат деления Института садоводства и пищевых технологий на Институт садоводства и пищевой промышленности и Национальный институт винограда и вина),
  • Научно-исследовательский институт растениеводства (результат слияния Института растениеводства «Porumbeni» и Научно-исследовательского института полевых культур «Selecția»),
  • Институт почвоведения, агрохимии и защиты почв «Николае Димо»,
  • Институт экономики сельского хозяйства и развития сельских районов.

Большинство из этих организаций являются банкротами или дышат на ладан, не участвуя в каких-либо серьезных инновациях или научных открытиях. В этом смысле весьма красноречивы официальные данные, показывающие, что на сельскохозяйственных угодьях, обрабатываемых научными учреждениями, урожай хуже, чем в среднем по стране. В период с 2007 по 2011 гг. урожай пшеницы был на 20% ниже, овощей – в 2,2 раза, а картофеля – в 2,3 раза ниже среднего.

Авторы проекта не объяснили, из каких соображений эти учреждения были включены в состав UASM, и почему туда не были включены и другие научные организации данной области, такие, например, как Институт сельскохозяйственной техники «Mecagro».

Но это еще не все. На баланс будущего UŞARM перейдут и четыре опытных агротехнических станции (три из которых находятся в процессе банкротства) и три учебно-экспериментальных станции (одна из которых уже является банкротом). В их случае также не указываются правовые рамки их взаимоотношений с «альма-матер», которая в документах будет значиться как учредитель (!).

За счет беспрецедентного включения всех этих институтов в структуру Университета Минсельхоз де-факто умывает руки и складывает с себя всю административно-финансовую ответственность, перекладывая ее на академическую сферу. Это жест явного признания неспособности государства решать проблемы научно-исследовательского сообщества.

Новый институт

Еще одной неоднозначной мерой в инициативе Министерства сельского хозяйства является создание новой структуры в сфере образования, научных исследований, развития и инноваций – Института сельскохозяйственной экономики и развития сельских районов, который также будет входить в UŞARM. Этот Институт будет работать параллельно с экономическим факультетом Университета, который занимается теми же задачами, и по-прежнему будет действовать в рамках UŞARM. Как будут сотрудничать (или конкурировать?) и чем будут отличаться эти две структуры? Где будет находиться Институт – в одном из учебных блоков Университета, в отдельном здании в другом районе столицы или вообще за пределами Кишинева? Авторы не дают ответа.

Поскольку речь зашла о местонахождении, то не совсем понятен, с точки зрения организации и логистики, смысл размещения в муниципии Кишиневе ряда институтов, не имеющих здесь собственных помещений. И как в этих условиях проект будет способствовать «эффективному управлению», тем более что юридические объекты этих организаций будут по-прежнему рассредоточены по всей стране.

Финансирование будет проблемой тех, кто будет искать источники финансирования

С финансовой точки зрения, инициатива Министерства предусматривает интересную ситуацию. Согласно проекту постановления, научно-исследовательские проекты, выигранные в результате конкурса, станут первым и основным источником финансирования Университета. На втором месте будут находиться средства, выделенные Минсельхозом, а третьим источником станет предоставление экономическим агентам услуг по развитию. Чтобы читатель мог представить себе, как много денег поступит от исследовательской деятельности, следует отметить, что ни один из институтов, которые предлагается включить в состав UŞARM, не является рентабельным. Единственным исключением можно считать Институт сельскохозяйственной техники «Mecagro», который, тем не менее, был обойден в инициативе Министерства.

Аграрный университет сегодня вряд ли можно назвать магнитом для привлечения научно-исследовательских проектов, необходимых для экономики. А статистика показывает, что большинство выпускников восьми сельскохозяйственных школ по типу колледжа так и не становятся студентами Государственного аграрного университета Молдовы.

Университетская автономия списана в утиль

Если кто-то думает, что будущий университетский консорциум, с экспериментально-техническими станциями и научно-исследовательскими институтами, который будет практически вынужден самостоятельно искать средства к существованию, получит еще и соответствующую свободу действий в этом направлении, то у кого-то слишком богатое воображение.

В разработанном Минсельхозом документе нет ни слова об автономии Университета или характере его отношений с учреждениями, которые войдут в состав университетского консорциума, которые – в соответствии с проектом постановления – все же будут иметь индивидуальный юридический статус. О какой степени автономии идет речь, и кому на самом деле будут подчиняться директора этих учреждений – еще одна тайна, которая будет разгадываться вероятно в момент их назначения.

Однако уже на этом этапе можно догадаться, кто будет тянуть за ниточки. В пункте 2 проекта постановления указывается, что после утверждения инициативы будет создана комиссия для реализации и мониторинга процесса реорганизации, а также комиссия из экспертов, ответственных за организационные структуры вновь созданных учреждений.

И тут – сюрприз! Представители Университета не будут приглашаться на заседания этих комиссий и, следовательно, не смогут принимать участия в процессе принятия решений. Кажется, что мнением преподавательского состава и администрации Аграрного университета даже не поинтересовались при разработке данного документа, так же как никто не проконсультировался с учреждениями, которые планируется реорганизовать.

Вместо эпилога

Реформирование высшего сельскохозяйственного образования, вне всякого сомнения, является объективной необходимостью. Однако отсутствие стратегического видения, сложение с себя ответственности и слабые аргументы авторов проекта – всего этого более чем достаточно, чтобы ожидания не воплотились в реальность. Тем более что реформу должны будут проводить  бюрократы самого консервативного государственного ведомства, которые уже продемонстрировали свою неэффективность в управлении куда более простыми проектами (Кредит Польши для молдавских фермеров) и не смогли вовремя выплатить даже четко прописанных в государственном бюджете субсидий.

И вот ведь невезуха! – сам глава ведомства, министр Эдуард Грама недавно был задержан НЦБК и прокурорами по делу о коррупции в связи с попыткой незаконного отчуждения 30 гектаров земли, расположенных недалеко от столицы и принадлежащих одному из сельскохозяйственных научно-исследовательских учреждений.

Если вся «реформа» ради корыстных интересов, таких как захват земли или помещений в собственности академических институтов, тогда национальная экономика мало что выиграет. Общество может быть введено в заблуждение относительно истинных целей реорганизации высшего сельскохозяйственного образования.

* * *
Данный материал подготовлен в рамках Проекта «Борьба с экономическим манипулированием посредством масс-медиа», реализуемого Общественной ассоциацией Центр европейских инициатив «EuroPass». Разрешается полное или частичное перепечатывание и распространение данного материала с сайта www.europasscenter.wordpress.com, что является бесплатным и не требует согласия Центра «EuroPass».

 

 

Anunțuri