Правительство на словах поддерживает конкуренцию, а на деле создает монополии

Свободная конкуренция является одним из фундаментальных столпов любой рыночной экономики, а ограниченные возможности и некомпетентность политического класса Молдовы в том, что касается соблюдения этого принципа, закрепленного в том числе и в статье 9 Конституции РМ, является одной из причин, почему наша республика считается самой бедной страной в Европе.

Сейчас и власти признают в одном из официальных документов, что «экономика находится под давлением необоснованных регулирующих норм в некоторых секторах экономики и антиконкурентных барьеров, которые оказывают негативное влияние на экономическую деятельность».

Речь идет о Национальной программе в области конкуренции и государственной помощи на 2017-2020 гг., одобренной в мае Правительством и переданной в Парламент на рассмотрение и утверждение. Своим намерением принять этот документ руководство страны ставит перед собой серию амбициозных целей и задач, хотя в течение последнего года в целом ряде случаев правящие силы действовали в точности наоборот.

Более 20 упущенных лет в области конкуренции

В Программе отмечается, что оценка регулирующих норм и антиконкурентных барьеров позволяет установить, в какой мере происходит активизация или стагнация развития конкурентной среды в  тех секторах экономики, в которых технология и конъюнктура допускают существование конкуренции.

В этом плане ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития, включающая наиболее развитые страны) разработала Систему индикаторов для оценки регулирования рынка товаров и услуг (product market regulation – PMR). Анализ динамики индикаторов PMR на международном уровне показал, что средний показатель для стран ОЭСР снизился с 2,2 пункта в 1998 году до 1,3  в 2008 (по 6-балльной шкале, где 6 пунктов – это экономика без конкуренции, сверхрегулируемая, и 0 пунктов – экономика со свободной конкуренцией).

Странам, которые в 1998 году проводили политику, направленную на либерализацию рынка,  удалось добиться более быстрого роста ВВП на душу населения в последующее десятилетие. Оценка ОЭСР на международном уровне свидетельствует о том, что, в сопоставимых условиях, снижение данного показателя на 0,5 пункта формирует средний годовой темп роста в 0,3% ВВП на душу населения.

Индикатор PMR в Республике Молдова в 2016 году составил 2,48 пункта, что свидетельствует о том, что уровень открытости для конкуренции секторов экономики страны ниже, чем отмечался в странах ОЭСР в 1998 году.

Кроме того, проблемы молдавской экономики в области свободной конкуренции отмечаются и в рейтинге «Index of Economic Freedom – 2016» (Индекс экономической свободы), составленном американским исследовательским центром «Heritage Foundation», где Молдова занимает 110 место, находясь в числе стран с «преимущественно несвободной» экономикой.

Власти ограничивают конкуренцию

Для улучшения конкурентной среды в национальной экономике Программа правительства выделила те аспекты индикатора PMR, которые прямо или косвенно оказывают значительное влияние на развитие конкуренции:

  1. Политики, направленные на либерализацию рынка, разделенные на два подраздела:
  2. a) входные барьеры для предприятий на рынках внутри и за пределами страны;
  3. b) политики регулируемых секторов.
  4. Размер государственного сектора по отношению к национальной экономике;
  5. Правила публичных закупок;
  6. Контроль и регулирование цен на различные товары, работы и услуги.

Столь слабая позиция нашей страны в области конкуренции объясняется в Программе в том числе и тем, что «в Республике Молдова существует множество секторов экономики, в которых центральные и местные органы публичного управления, а также ведомства, ответственные за регулирование и контроль на различных рынках, ввели правила, регулирующие, полностью или частично,  спрос и предложение, цены, качество, количество и прочие элементы, способные оказывать влияние на конкуренцию».

Кроме того, «существующая нормативно-правовая и регулирующая база ограничивает, на некоторых рынках, количество конкурентов, которым разрешено вести бизнес, предоставляя исключительные права отдельным предприятиям».

Исходя из этих реалий, власти поставили перед собой конкретную и весьма амбициозную цель – сделать сектора экономики открытыми для конкуренции и снизить показатель регулирования рынка товаров и услуг с 2,48, отмечаемый в настоящее время, до 1,55 к 2020 году.

Как может помочь Соглашение об ассоциации с ЕС

Для этого предусмотрена целая серия мероприятий, среди которых можно отметить:

  • Для устранения антиконкурентных барьеров в различных секторах – либерализация и расширение доступа на различные рынки, устранение антиконкурентных барьеров, отмена регулирования деятельности в некоторых областях, обеспечение прозрачности рынков, повышение конкуренции в отраслях экономики и на рынках, а также в сферах совместной деятельности всех секторов экономики, в соответствии с положениями Соглашения об ассоциации;
  • В сфере исключительных прав – выявление органами публичной власти всех субъектов, наделенных исключительными правами, действующих на национальном и местном уровне, в том числе государственных и муниципальных предприятий, которые с разных точек зрения представляют собой барьеры на пути выхода на рынок новых предприятий и могут привести к установлению монопольных цен и другим проблемам, связанным с осуществлением рыночной власти; оценка необходимости делегирования для каждого субъекта, наделенного исключительными правами, а также оптимизирования системы исключительных прав;
  • В области государственных и муниципальных предприятий, а также коммерческих организаций с государственным или государственно-частным капиталом – проведение приватизации или реструктуризации деятельности с целью разграничения функций по исполнению государственных обязательств от чисто коммерческой деятельности этих предприятий, которую могут выполнять частные экономические агенты в условиях свободного рынка.

Несмотря на то, что эти цели и задачи Программы направлены на благо и крайне необходимы, реалии последнего года изобилуют примерами, когда действующее Правительство, так же как и предыдущие, предпочло в качестве решения в различных ситуациях предоставить исключительные права и/или создать новые государственные предприятия в той или иной области, тем самым действуя вопреки своим же предложениям.

Государство не в состоянии контролировать, но считает себя хорошим управленцем

Например, после того, как в прошлом году лидер демократов Влад Плахотнюк вынес на повестку дня вопрос о пагубных последствиях для общества залов игровых автоматов и казино, и пообещал «лично вмешаться для наведения порядка», власти начали широкомасштабную реформу в этой области, а законодательство об организации и проведении азартных игр претерпело радикальное изменение.

В результате, «Национальная лотерея Молдовы», которая в прошлом обладала монополией только на организацию и проведение национальной лотереи, сегодня имеет исключительное право на управление всеми видами деятельности в игорном бизнесе, за исключением казино.

Иными словами, наши законодатели не ограничились лишь ужесточением правил игры в этой сфере, что конечно же необходимо, но и установили монополию на весь спектр азартных игр. И это при том, что в ходе принятия нового закона одним из приводимых аргументов выступало «отсутствие адекватного государственного контроля в этой области, что ставит под угрозу принцип справедливости для всех участников этого процесса, как организаторов, так и игроков».

Таким образом, в данном случае власти, с одной стороны, заявляют, что они не в состоянии контролировать индустрию азартных игр, а с другой стороны, нашли «спасительное» решение, взяв практические все управление этой сферой в свои руки.

К тому же, власти предпочли не делать никаких различий, установив монополию во всей сфере, в том числе и в сегменте спортивных ставок, который даже в недавно принятом законе расценивается как сегмент с низким социальным риском.

И это при том, что это чрезвычайно конкурентный рынок, и до установления монополии в нашей стране присутствовали представительства авторитетных международных компаний. Весьма вероятно, что эта мера может привести к снижению бюджетных доходов от спортивных ставок, так как значительная часть потребителей переместилась в онлайн-сферу, чтобы воспользоваться куда более привлекательным предложением, чем предлагает Национальная лотерея Молдовы.

Дриблинг логики Правительства – лояльная конкуренция за счет создания госпредприятия

Правительство явно пренебрегло принципами конкуренции, проводимыми сейчас в рассматриваемой нами Программе, и в тот момент, когда было принято решение о создании государственного предприятия в области фармацевтики – SA MoldFarm – для закупок, импорта, хранения, складирования и сбыта лекарственных средств.

Несмотря на то, что в качестве заявленной цели было названо стремление избежать дефицита лекарств, подобных тому, что случился зимой 2015 года, служа «эффективным рычагом для обеспечения справедливой конкуренции», Национальный центр по борьбе с коррупцией критически высказался по поводу данной инициативы. НЦБК отметил, что «она не обеспечивает поставленной цели», поскольку данное предприятие в нормальной ситуации может поставлять медикаменты лишь через систему государственных закупок, следовательно, оно никак не могло бы вмешаться в экстренных ситуациях иначе, чем конкурируя с частными экономическими агентами.

Кроме того, НЦБК также обратился к автору проекта с просьбой «обосновать аспекты, касающиеся исключения риска монополизации рынка», однако проект был принят, не считаясь с рекомендациями антикоррупционной экспертизы.

Столь же нелепым является и финансово-экономическое обоснование Правительства по этому проекту. Хотя целью данного государственного предприятия является импорт лекарственных препаратов, что влечет за собой значительные финансовые усилия для их приобретения,  Министерство здравоохранения, автор инициативы, указало в обосновании лишь 20 тыс. леев, необходимых для уставного капитала, и чуть более 1 тыс. леев на регистрацию предприятия.

Монополистские тенденции и на энергетическом рынке

И в начале этого месяца Правительство пошло на шаг, нанесший ущерб конкурентной среде на энергетическом рынке, после того как государственное предприятие «Energocom» приняло решение закупать электроэнергию  у Кучурганской электростанции (МГРЭС), которая не выигрывала ежегодный тендер. Это решение спровоцировало волну обеспокоенности,  публично заявленной секретариатом Энергетического сообщества, Делегацией Европейского Союза в Молдове и советником Верховного представителя по энергетической политике ЕС, поскольку «Energocom» является государственным предприятием, что дает ему значительное преимущество по сравнению с другими конкурентами «в процедуре тендера, которая преимущественно организуется и находится под влиянием и контролем со стороны государства».

В результате, поставщики электроэнергии Молдовы были практически лишены права на приобретение электроэнергии напрямую от производителя, без посредников, каким и является «Energocom», что, по сути, означает монополизацию рынка электроэнергии.

В заключение можем отметить, что еще предстоит выяснить, будут ли власти руководствоваться в своих действиях теми целями и задачами, что изложены в Национальной программе в области конкуренции и государственной помощи на 2017-2020 годы, или же будут и дальше говорить об открытости в сфере конкуренции лишь на бумаге, для галочки.

Дальнейшее существование монополий станет своеобразной лакмусовой бумажкой и продемонстрирует способности и компетентность политического класса с берегов реки Бык в области рыночной экономики.

* * *
Данный материал подготовлен в рамках Проекта «Борьба с экономическим манипулированием посредством масс-медиа», реализуемого Общественной ассоциацией Центр европейских инициатив «EuroPass». Разрешается полное или частичное перепечатывание и распространение данного материала с сайта www.europasscenter.wordpress.com, что является бесплатным и не требует согласия Центра «EuroPass».

 

Anunțuri